double arrow

Виды учреждений. Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг


Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.

Виды учреждений, приведенные ниже в настоящем подразделе, установлены на основании Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», положений постановлений Правительства Российской Федерации и Минтруда (Минздравсоцразвития) России по вопросам социального обслуживания населения.

Перечень структурных подразделений, входящих в состав любого из учреждений, указанных ниже в настоящем подразделе, устанавливают в соответствии с Положениями об этих учреждениях (Уставами учреждений).

Вместе с тем в учреждениях могут при необходимости и с учетом имеющихся возможностей дополнительно создаваться, по согласованию с их учредителями, иные структурные подразделения (отделения), деятельность которых отвечает направлениям и содержанию деятельности этих учреждений, а также потребностям населения в социальных услугах.




Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- приемное отделение;

- группа длительного пребывания;

- отделение диагностики и социальной реабилитации;

- отделение социально-правовой помощи;

- семейная воспитательная группа;

- отделение перевозки несовершеннолетних;

- социальная гостиница.

Социальный приют для детей - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:

- приемное отделение;

- отделение диагностики и социальной реабилитации;

- отделение социально-правовой помощи;

- отделение перевозки несовершеннолетних;

- семейная воспитательная группа;

- социальная гостиница.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 3 до 18 лет), и оказания содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.



В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- приемное отделение;

- отделение диагностики и социальной реабилитации;

- отделение социально-правовой помощи;

- группа длительного пребывания;

- семейная воспитательная группа.

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей - государственное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие размещение воспитанников и предоставление им всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых).

Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками - государственное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программе общеобразовательной школы.



В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие размещение воспитанников и предоставление им всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых).

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями - государственное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- отделение медико-социальной реабилитации;

- отделение профессиональной реабилитации;

- отделение психолого-педагогической помощи;

- отделение дневного пребывания;

- стационарное отделение.

Центр социальной помощи семье и детям - государственное учреждение, предназначенное для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения, обслуживающие семьи или отдельных граждан:

- организационно-методическое отделение;

- отделение приема граждан;

- консультативное отделение;

- отделение социально-экономической помощи;

- отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями;

- отделение психолого-педагогической помощи;

- стационарное отделение;

- отделение срочного социального обслуживания;

- отделение дневного пребывания несовершеннолетних;

- отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Комплексный центр социального обслуживания населения - государственное комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- организационно-методическое отделение;

- консультативное отделение;

- отделение срочного социального обслуживания;

- отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан;

- отделение дневного пребывания детей и подростков;

- отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;

- отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями.

Центр психолого-педагогической помощи населению - государственное учреждение, предназначенное для обеспечения психологической защищенности населения, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- организационно-методическое отделение;

- отделение приема граждан;

- консультативное отделение;

- отделение психолого-педагогической помощи.

Социальное обслуживание осуществляется центром в нестационарных условиях и на дому.

Центр экстренной психологической помощи по телефону - государственное учреждение, предназначенное для предоставления экстренной психологической помощи различным категориям и группам населения.

Помощь по телефону предоставляется центром круглосуточно и бесплатно.

Кризисный центр помощи женщинам - государственное учреждение, предназначенное для оказания помощи и социальной реабилитации женщин, подвергшихся физическому или психическому насилию, потерявших жилье или работу, оказавшихся в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- отделение дневного пребывания;

- стационарное отделение.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- отделение социального обслуживания на дому (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- отделение дневного пребывания (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- отделение срочного социального обслуживания;

- социально-реабилитационное отделение (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- социальная столовая (буфет).

Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, а также карантинное отделение, изолятор, морг и ритуальный зал.

Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов- государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа:

- освобождаемых из мест лишения свободы;

- ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка;

- занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством;

- систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа государственной системы органов социальной защиты населения.

В состав специального дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, а также лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в домах-интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

Психоневрологический интернат - государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для обеспечения соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг.

В состав психоневрологического интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

Специальный дом для одиноких престарелых - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.

Специальный дом состоит из одно-, двухкомнатных квартир и включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения:

- медицинский кабинет;

- библиотека;

- помещение для клубной работы;

- столовая (буфет);

- пункт заказов на продовольственные товары;

- пункт сдачи белья и вещей в прачечную и химчистку;

- помещения для трудовой деятельности;

- круглосуточно действующий диспетчерский пункт;

- другие помещения и службы для предоставления различных социальных услуг.

Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное (муниципальное) специализированное учреждение, предназначенное для проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий в целях продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста (мужчинами старше 60 лет и женщинами старше 55 лет) и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса.

В состав центра могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению граждан с учетом их возраста, пола и характера заболеваний, по определению конкретных форм помощи им с учетом их физического и психического состояния, а также имеющихся заболеваний, по проведению оздоровительных и профилактических мероприятий, по предоставлению всех видов социальных услуг.

Геронтологический центр - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, осуществления научно-практической и организационно-методической работы в области геронтологии и гериатрии, а также для проведения работы по повышению квалификации кадров учреждений социального обслуживания.

В состав центра могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, изучению причин и закономерностей процесса старения, факторов, препятствующих этому процессу, предоставлению необходимых социальных услуг указанным выше лицам, проведению научно-практической и организационно-методической работы в области геронтологии и гериатрии.

Учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий - это дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и другие.

Указанные учреждения являются государственными специализированными учреждениями социальной помощи, предназначенными для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам старшего возраста и инвалидам, а также для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы) к условиям жизни в обществе.

В состав учреждений могут входить структурные подразделения, обеспечивающие:

- предоставление для временного пребывания или ночлега отдельного койкоместа каждому клиенту с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены;

- оказание первой доврачебной помощи, проведение санитарной обработки, направление нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения;

- предоставление талонов на одноразовое (в сутки) бесплатное питание;

- содействие в обеспечении нуждающихся протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями;

- содействие в трудовом устройстве, в том числе в самом учреждении;

- содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность;

- оказание разносторонней помощи, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, бытовых услуг и предоставление других видов социального обслуживания.

Геронтопсихиатрический центр (отделение) - специализированное учреждение (отделение), предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин до 60 лет и женщин до 55 лет), в том числе инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществления научно-практической работы в области психиатрии у лиц старших возрастных групп и проведения работы по повышению квалификации работников психоневрологических домов-интернатов.

В состав центра могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, изучению причин и закономерностей процесса старения, факторов, препятствующих этому процессу, предоставлению им всех видов социальных услуг, проведению научно-практической работы в области геронтологии и гериатрии с учетом особенностей их психического состояния.

Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, а также карантинное отделение, изолятор, морг, ритуальный зал.

Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

«О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления);

- внеочередная установка квартирного телефона;

- обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

- внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

«О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81 –ФЗ.

Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

Ø пособие по беременности и родам;

Ø единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Ø единовременное пособие при рождении ребенка;

Ø ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Ø ежемесячное пособие на ребенка.

Таким образом законодательств регулирует более 100 видов льгот и услуг.

Планирование расходов учреждения социального обеспечения и социальной защиты населения

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудо­способных и престарелых граждан, оказание материальной по­мощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семь­ям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный тру­доспособными гражданами и прошедший затем перераспределе­ние через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов, соз­данных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджет­ного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагопри­ятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

1. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. был создан Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации, цель которого — государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд форми­руется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассиг­нований из республиканского бюджета Российской Федерации.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства использу­ются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, образованный в со­ответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособ­ности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Средства Фонда образуются за счет:

- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Бюджетные ассигнования — один из важных источников пе­речисленных социальных фондов. Бюджетные средства посту­пают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации.

Из федерального бюджета финансируются:

• комплекс мероприятий по социальной защите населения.

• выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенси­онному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соот­ветствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

• финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на соци­альную защиту населения, проходит через региональные и мест­ные бюджеты. Эти средства используются:

• на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

• на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

• на их обучение и трудовое устройство;

• оказание им санаторно-курортной помощи;

• социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

• на проведение молодежной политики и др.

Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы испол­нительной власти используют для оказания материальной по­мощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональ­ные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фон­дов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодо­вого числа получателей и среднего расхода на одного получате­ля. При этом используются статистические данные органов Ми­нистерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.

Расходы на содержание домов-интернатов планируются по числу мест в них и среднегодовому расходу на одного человека.

Расходы на заработную плату работников социальных учреж­дений рассчитываются по штатному расписанию этих учрежде­ний и ставкам заработной платы, установленным для бюджет­ных учреждений.

Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Реализация таких прав и гарантий предполагает предостав­ление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.

Однако в условиях сложного финансового положения, в ко­тором находится Россия, государство в лице своих органов ока­зывается в состоянии обеспечить лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям-одиночкам и др.

Поэтому становление России как социально ориентирован­ного государства предполагает развитие новых адекватных со­временным условиям институтов социальной сферы в дополне­ние к прежней системе социального обеспечения.

Одной из таких структур является система социального об­служивания населения, предоставляющая населению — престаре­лым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан — бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Программно-целевой принцип реализации социальной полити­ки является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд про­грамм, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.

В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законо­дательные акты о социальных стандартах, в соответствии с кото­рыми каждому жителю предоставляется гарантированный мини­мальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.

При этом главными должны стать мероприятия по поддерж­ке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и терри­ториальными органами власти и местного самоуправления.

В дальнейшем по мере проведения реформ в системе соци­альной защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов на основе государственных мини­мальных социальных стандартов. Предоставление социальных услуг будет осуществляться на конкурсной и лицензионной ос­нове при увеличении объема бесплатных и субсидированных социальных услуг.

Реформы в социальной сфере начались с 1998 г. Значительные изменения внесены в систему социальных пособий и льгот, пен­сионное обеспечение и социальное страхование.

Главными направлениями в реформировании фондов соци­ального страхования являются:

• пересмотр некоторых условий отдельных выплат по бо­лезни, беременности и родам;

• постепенный переход к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работода­телей в пределах 1,5% фонда заработной платы с возме­щением расходов, превышающих этот уровень;

• отказ от субсидирования санаторно-курортных мероприя­тий (не предусматривается финансирование из бюджета путевок на лечение наименее обеспеченных категорий на­селения через местные органы социальной защиты);

• перевод страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования.

Предусматривается рассмотрение Государственной Думой РФ законопроектов «О ветеранах», «О социальной защите инва­лидов вРФ», «О статусе военнослужащих» и других содержащих наибольшее число льгот.

В соответствии с этими законопроектами 100 миллионов че­ловек, или 2/3 населения, должны быть обеспечены льготами. Для этого необходимо около 350 млрд. руб., или около 50% фе­дерального бюджета. Поэтому предполагается пересмотр ряда льгот отдельных категорий населения.

Законопроект «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предполагает выплату пособий любой семье в размере 70% минимального размера оплаты труда, семьям воен­нослужащих по призыву до достижения ребенком возраста 16 лет.

Выплату детских пособий предполагается сосредоточить в органах социальной защиты.

К применению этих законов «подталкивает» Мировой банк который настаивает на осуществлении пенсионной реформы, принятии нового трудового законодательства.

Планирование расходов на социальную политику осуществляется по двум основным направлениям:

- на содержание учреждений, оказывающих социальную помощь населению

- на выплату различного рода пособий и предоставлению льгот.

Расходы на содержание учреждений планируются на основании планового документа учреждения по соответствующим статьям экономической классификации расходов.

С учетом специфики учреждения предусматриваются для приюта несовершеннолетних детей, затраты на питание, медицинское обслуживание, обеспечение одеждой и игрушками. Учитывается специфика работы персонала в таких учреждениях.

Денежные пособия, в частности, выплачиваются семьям, имеющим детей; гражданам, признанным в соответствии с законодательством безработными; на ритуальные услуги.

При предоставлении льгот, граждане освобождаются полностью или частично от уплаты коммунальных, лечебных, транспортных услуг, услуг связи и других, предусмотренных законодательством. Оплата расходов осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Предоставление льгот и выплата пособий осуществляется с учетом доходов семьи или отдельных граждан. Как правило, основанием предоставления является показатель доходов. Если средний уровень доходов на каждого члена семьи или одинокого гражданина ниже прожиточного минимума, то данные граждане имеют право на соответствующую помощь.

Прожиточный минимум – это стоимостное определение минимальной потребительской корзины и обязательных платежей и сборов.1

Расхода на оплату предоставляемых льгот по услугам планируются исходя из численности «льготников», размеров цен и тарифов на услуги.

Льготы предоставляются в пределах определенных социальных норм.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 г. № 54 основные социальные норма определены на одного человека в следующих размерах:

1. Жилье 18 кв. м общей площади

2.Холодное и горячее водоснабжение и

водоотведение 285 л/сутки

3. Энергоснабжение 50 квт/ч в месяц

4. Газоснабжение 10 куб. м в месяц

5. Транспортные услуги 442 поездки в год

С учетом данных норм и численности населения, имеющего права на льготы, определяется сумма средств, необходимая для оплаты льгот из бюджета организациям, предоставляющим услуги.

Планирование расходов на оплату труда персоналу учреждения

В соответствии с типовым положением об оплате труда, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития устанавливаются должностные оклады в зависимости от отнесения должности к профессионально квалификационным группам.







Сейчас читают про: