Представление матрицы в памяти

Возможно представлять матрицу в программе как двумерный массив - естественное представление матрицы. Но при условии динамического размещения в памяти ее представление уже не такое простое. Возможны три варианта размещения в памяти и представления матрицы в программе. Во всех трех вариантах очевидно, что общий объем памяти для размещения данных матрицы должен быть S2 элементов типа int.

Вариант 1 показан на рис.2

Рисунок 2. Размещение в памяти. Вариант 1.

Для данных матрицы выделяется необходимый объем памяти. В программе объявляется указатель на начало этой области. Тип этого указателя - int*. Таким образом, матрица является одномерным массивом и для того, чтобы по номеру строки (L) и столбца (R) определить индекс в одномерном массиве (N) следует выполнить вычисление: N=L*S+R.

Вариант 2 показан на рис.3.

Рисунок 3. Размещение в памяти. Вариант 2.

Память для данных матрицы выделяется так же, как и в предыдущем случае. Но дополнительно выделяется память для одномерного массива размерности S, элементы которого имеют тип int* (указатель на целое). Указатель на начало этого массива имеет тип int** (указатель на указатель на целое). В элементы этого массива записываются указатели на начала соответствующих строк в массиве данных матрицы. В этом варианте можно обращаться к данным матрицы, указывая номера строки и столбца как два индекса в массиве указателей.

Вариант 3 показан на рис.4.

Рисунок 4. Размещение в памяти. Вариант 3

Этот вариант отличается от предыдущего тем, что для каждой строки матрицы память выделяется отдельно (S областей памяти по S элементов в каждой), и в массив указателей заносятся указатели на соответствующие области. Таким образом, матрица необязательно занимает смежные области памяти. Можно обращаться к данным матрицы, указывая два индекса. Выделение памяти (и соответственно - освобождение) нужно выполнять в цикле. Вариант 1 обеспечивает экономию памяти, а варианты 2 и 3 - возможность "естественного" обращения к элементам матрицы. Вариант 3 позволяет рациональнее использовать память, чем вариант 2, но вариант 2 алгоритмически более простой. Мы покажем реализации алгоритма для вариантов 1 и 3.

5.3. Определение переменных программы (вариант 1)

╧ варианта Содержание задания Иллюстрация
  Заполнить секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей, ЛП, от левого верхнего угла вниз - вправо. Остаток матрицы заполнить нулями.  

Программа будет состоять из двух функций - main() и fill(). В соответствии с принципом модульности желательно, чтобы функции имели минимальное количество общих переменных, и здесь мы имеем возможность обойтись совсем без них. Все переменные, с которыми работают наши функции, будут локальными переменными функций или параметрами.

Переменные для функции main().

Указатель на начало линейного массива, в котором размещаются данные матрицы:

int *Ar;

Размерность массива:

int S;

Общее количество элементов массива (его использование будет видно из текста программы):

int size;

Указатель на текущий элемент массива при его выводе:

int *Cr;

Счетчик выведенных элементов:

int i;

Параметры для функции fill().

Указатель на начало линейного массива, в котором размещаются данные матрицы:

int *A;

Размерность массива:

int s;

Переменные для функции fill().

Указатель на текущий элемент массива при его обработке:

int *C;

Номера строки и столбца:

short l, r;

Текущий член линейной последовательности:

int k=1;

5.4. Разработка текста программы (вариант 1)

Текст программы начинаем с включения файлов: stdio.h, stdlib.h (в последнем определены макросы max и min).

Включаем описание функции fill() и открываем главную функцию. В главной функции объявляем ее локальные переменные, выводим приглашение и вводим значение размерности матрицы S. Размерность сравнивается с нижней и с верхней границей и, если она выходит за границы, выводится соответствующее сообщение и программа завершается (функцией exit()). Если S удовлетворяет установленным условиям, его значение выводится на экран.

Потом выделяется память для размещения матрицы. Для этого используется операция new. Она возвращает с присваиванием переменной **Ar (указатель на указатель) указательна массив из S указателей, который нужен для размещения S2 элементов типа int. Таким образом, в Ar содержится значение указателя на выделенную область памяти (это будет указатель на начало массива, в котором разместятся данные матрицы).

ЗАМЕЧАНИЕ!!!!!. В динамической области памяти можно создавать двумерные массивы с помощью операции new или функции mallос. Остановимся на первом варианте, поскольку он более безопасен и прост в использовании.

При выделении памяти сразу под весь массив количество строк (самую левую размерность) можно задавать с помощью переменной или выражения, а количество столбцов должно быть константным выражением, то есть явно определено до выполнения программы. После слова new записывается тип создаваемого массива, а затем _ его размерности в квадратных скобках (аналогично описанию «обычных», нединамических массивов), например:

int n;

const int m = 5;

cin» n;

int (*a)[m] = new int [n][m]; // 1

int ** b = (int **) new int [n][m]; // 2

В этом фрагменте показано два способа создания динамического массива. В операторе 1 адрес начала выделенного с помощью new участка памяти присваивается переменной а, определенной как указатель на массив из m элементов типа int. Именно такой тип значения возвращает в данном случае операция new. Скобки необходимы, поскольку без них конструкция интерпретировалась бы как массив указателей. Всего выделяется n элементов.

В операторе 2 адрес начала выделенного участка памяти присваивается переменной b, которая описана как «указатель на указатель на int», поэтому перед присваиванием требуется выполнить преобразование типа.

Строго говоря, по стандарту в этом случае рекомендуется применять другую операцию преобразования типа, но старые компиляторы могут ее не поддерживать:

int ** b = reinterpret_cast<int **> (new int [n][m]);

Обращение к элементам динамических массивов производится точно так же, как к элементам «обычных», с помощью конструкции вида a[i][j]. Для того чтобы понять, отчего динамические массивы описываются именно так, нужно разобраться в механизме индексации элемента массива, рассмотренном на предыдущем занятии. Поскольку для доступа к элементу массива применяется две операции разадресацпи, то переменная, в которой хранится адрес начала массива, должна быть указателем на указатель.

Более универсальный и безопасный способ выделения памяти под двумерный массив, когда обе его размерности задаются на этапе выполнения программы, приведен ниже:

int nrow, ncol;

cout «" Введите количество строк и столбцов:";

cin» nrow» ncol;

int **a = new int *[nrow];

for (int i = 0; i < nrow; i++)

a[i] = new int [ncol];

В операторе 1 объявляется переменная типа «указатель на указатель на int» и выделяется память под массив указателей на строки массива (количество строк — nrow). В операторе 2 организуется цикл для выделения памяти под каждую строку массива. В операторе 3 каждому элементу массива указателей на строки присваивается адрес начала участка памяти, выделенного под строку двумерного массива. Каждая строка состоит из ncol элементов типа int (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Схема динамической области памяти, выделяемой под массивы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: