Электромеханические характеристики стартерного электродвигателя

Электромеханическими характеристиками называется зависи­мость основных параметров стартерного электродвигателя (напряже­ния, частоты вращения, момента, КПД, мощности) от тока стартера Iс. Удобство использования электромеханических характеристик для анализа работы системы электростартерного пуска объясняется воз­можностью совмещать их с вольтамперными характеристиками ак­кумуляторных батарей.

Принципиальная электрическая схема включения стартера пред­ставлена на рисунке 3.

Рисунок 3 Принципиальная электрическая схема включения стартера

На рисунке 4 изображены зависимости падений напряжений на различных участках схемы в функции тока Iс. (баланс напряжений системы пуска).

Напряжение Uс, подведенное к стартеру, меньше напряжения ба­тареи Uб на величину его падения на сопротивлениях проводов стартерной цепи RПР (ΔUПР) и «массы» Rм (ΔUм). Они в сумме состав­ляют общие потери напряжения в стартерной цепи от аккумулятор­ной батареи до стартера ΔUц:

Рисунок 4 Баланс напряжений

Ток Iст соответствует полностью заторможенному якорю старте­ра; при этом частота вращения пс = 0. В этом режиме все напряже­ние, Uст, подведенное к стартеру, равно падению напряжения на его внутреннем сопротивлении:

где — сопротивление обмоток возбуждения, — сопротивление обмотки якоря; 2 — сопротивление щеток и щеточного контакта.

Сопротивление зависит от частоты вращения, плотности тока под щеткой и материала щеток. В отличие от обмоток стартерного электродвигателя сопротивление является нелинейным. При на­грузках, в которых работает стартер, падение напряжения под щет­ками не превышает 1...2 В и мало изменяется от силы тока и частоты вращения. В этом случае можно принять, что падение напряжения на внутреннем сопротивлении стартера изменяется линейно от силы тока, потребляемого стартером (прямая UТ (/с) на рис. 4. Величину UТ называют тормозным напряжением.

Падение напряжения по участкам цепи стартера при некотором рабочем токе I1 распределяется следующим образом (см. рис. 4): 1– 5– ЭДС батареи Еб; 1 – 2– падение напряжения иа внутреннем сопротивлении батареи ;2 – 3– падение напряжения в проводах и «массе» ; 34 — ЭДС стартера , где Ф — поток возбуждения; 4 – 5– тормозное напряжение

Потери мощности на отдельных участках цепи при токе пропор­циональны заштрихованной площади на рисунке 4, так как пло­щадь графика в координатах напряжение – ток есть мощность. Пло­щадь 3', 3, 4, 4' соответствует электромагнитной мощности, подведен­ной к якорю стартера, которая при изменении тока от 0 до Iст изменяется по параболе

(10)

имеющей корни Iс1 = 0 и

Выражение (1) имеет максимум при

Кривая РЭМ (/с) изображена на рисунке 4.

Электромеханические характеристики стартера показаны на рисунке 5.

Зависимости частоты вращения пс (Iс) и момента Мс(Iс)можно разбить на два участка: первый, когда магнитная система стар­тера не насыщена и магнитный поток Ф с ростом тока Iс резко увели­чивается [до Iс < (0,8...0,9) Iсн, где Iсн — номинальный ток старте­ра], и второй, когда магнитная система насыщена и магнитный поток Ф почти не изменяется (Iс > (0,8... 0,9) Iсн). Характеристики пс (Iс) и Мс(Iс) на втором участке имеют почти линейный характер.

Рисунок 5 Электромеханические характеристики стартера

Механическая мощность на валу стартера:

Вт

меньше электромагнитной мощности РЭМ на величину потерь на трение и подшипниках и щеточном контакте, вентиляционных и магнитных потерь (перемагничивание и вихревые токи). Стартер потребляет электрическую мощность

преобразовывая ее в механическую с КПД

Максимум КПД электродвигателя стартера не превышает значений 0,5...0,6. Максимум мощности Рс не совпадает с максимумом КПД. На электромеханических характеристиках стартера можно вы­делить следующие режимы:

холостого хода, характеризуемый частотой вращения nгх, силой тока Iсх;

режим при максимуме КПД (характеризуется током Iсη шах).

номинальный режим при мак­симуме мощности стартера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: