Электроника и электрооборудование транспортных и
Транспортно-технологических машин и оборудования
Лекция 4
Система пуска двигателя
Учебные вопросы:
Общие сведения о системе пуска двигателя.
Особенности стартерных электродвигателей.
Электромеханические характеристики стартерного электродвигателя.
Общие сведения о системе пуска двигателя
Возможность осуществления надежного пуска двигателя зависит от многих конструктивных и эксплуатационных факторов. Поршневые двигатели внутреннего сгорания начинают работать при относительной высокой частоте вращения коленчатого вала. Пусковое устройство должно вращать коленчатый вал с частотой, достаточной для начала и развития процессов образования. Воспламенения и сгорания топливо-воздушной смеси.и способствовать выходу двигателя на устойчивый режим самостоятельной работы.
Пусковые качества автомобильных двигателей оценивают по минимальной пусковой частоте вращения коленчатого вала nmin и и среднему давлению трения рт. Минимальная пусковая частота вращения – это наименьшая частоте вращения коленчатого вала, при которой пуск двигателя в заданных условиях происходит за две попытки пуска продолжительностью по 10 с для бензиновых двигателей и по 15 с для дизелей с перерывами между попытками в 1 мин.
|
|
Минимальные пусковые частоты определяются по зависимости времени пуска от средней частоты вращения коленчатого вала. требуемы пусковые частоты для автомобильных бензиновых двигателей – 40 – 85 мин-1, а для дизелей – 50 – 200 мин-1.
Система пуска представляет собой комплекс устройств, обеспечивающих принудительное вращение вала двигателя внутреннего сгорания.
Тип системы пуска определяется видом используемой энергии и конструкцией основного пускового устройства (стартера). В практике автомобилестроения встречаются инерционные стартеры, пневматические и гидропневматические системы пуска. Однако наибольшее распространение получила электростартерная система пуска, обладающая целым рядом положительных качеств.
Эта система компактна и надежна в работе, обеспечивает возможность автоматизации процесса пуска с помощью несложных электротехнических устройств. Она состоит из аккумуляторной батареи, стартерной цепи (провода, коммутационная аппаратура управления), стартера и средств облегчения пуска. Структурная схема системы пуска изображена на рис. 1.
Рисунок 1 Структурная схема системы электростартерного пуска
Общим элементом для систем пуска и электроснабжения является аккумуляторная батарея. Однако режим ее работы в этих системах различен. В системах электроснабжения батарея работает в режиме циклического разряда и заряда, причем токи не превышают номинальной емкости — до (0,5... 0,7) С20. В системе пуска батарея разряжается в прерывистых режимах при значениях тока (2... 5) С20.
|
|
Мощность, развиваемая батареей, соизмерима с мощностью стартера. Поэтому характеристики батареи зависят от режима стартерного разряда (силы тока, температуры, продолжительности пуска) и влияют на характеристики самого стартера и тем самым на процесс пуска двигателя. Наиболее важными параметрами батареи, влияющими на процесс пуска двигателя, являются ее емкость и число пластин в аккумуляторе (так называемый счет сборки _), температура электролита Тэ и степень разряженности батареи ΔСР.
Батарея в процессе пуска двигателя должна дать определенный ток без уменьшения напряжения ниже заданной минимальной величины (6,0...8,0 В для системы на 12 В). Эта величина определяется, с одной стороны, характеристиками стартера, который должен обеспечить прокручивание вала двигателя с частотой, не ниже минимальной пусковой, а с другой — требованиями системы зажигания к минимальному напряжению в первичной цепи катушки зажигания (для карбюраторных двигателей) и минимальным напряжением на тяговом реле стартера при пуске (для дизелей).
В связи с повышением требований к минимальным температурам пуска на ряде двигателей предусмотрена установка средств облегчения пуска холодного двигателя. Как правило, эти устройства за период своей работы (около 30 мин) потребляют энергию от батареи. Таким образом, возникла новая разновидность стартерного разряда холодной аккумуляторной батареи: вначале — на устройства облегчения пуска двигателя сравнительно малым током – до 0,5 С20, а затем — на стартер большим током — (2,5... 4,0) С20.
В качестве стартерного электродвигателя применяется электродвигатель постоянного тока последовательного или, реже, смешанного возбуждения. Его основными параметрами являются:
1. Номинальное напряжение U н (6,12, 24 В).
2. Номинальная мощность Рси.
3. Номинальная частота вращения nсн и момент Мсн.
4. Ток при максимуме мощности Iсп.
Стартер как электрическая машина характеризуется комплексом электромеханических характеристик — зависимостями момента, частоты вращения якоря, мощности, КПД и напряжения на зажимах от потребляемого тока Iс.
Стартер связан с маховиком двигателя зубчатой передачей, основными параметрами которой являются: передаточное отношение i дс = = zmах/zс, где zmах — число зубьев венца маховика, zс — число зубьев шестерни стартера; т — модуль зуба; ηz — КПД зубчатой передачи (0,85... 0,9.)
Стартер во время эксплуатации автомобиля работает со значительной нагрузкой. Так, средняя частота его включений на 100 км пробега составляет в условиях города для легковых автомобилей 28, а для грузовых – 22.
Приводной механизм системы пуска представляет собой устройство, обеспечивающее ввод и удержание шестерни стартера в зацеплении с венцом маховика во время пуска, передачу необходимого вращающего момента коленчатому валу и предохранение якоря стартерного электродвигателя от разноса вращающимся маховиком работающего двигателя. Тяговое реле стартера является одновременно элементом как приводного механизма, обеспечивая его перемещения по оси вала якоря, так и стартерной цепи, замыкая в конце хода якоря тягового электромагнита силовые контакты цепи питания стартера. Средства облегчения пуска представляют собой устройства, позволяющие увеличить частоту прокручивания коленчатого вала двигателя за счет снижения момента сопротивления прокручиванию или повышения энергетических возможностей пусковой системы и системы зажигания, улучшить условия смесеобразования и воспламенения топлива. Выбор способа и устройства, облегчающих пуск, определяется конструктивными особенностями двигателя, условиями эксплуатации и экономическими факторами.
|
|