Тема №1 Определение, предмет, задачи и роль экологии в решении глобальных экологических проблем

Цель лекции: Раскрыть предмет, задачи и место экологии среди наук, осветить её содержание и положения. Познакомить студентов с объёмом знаний об экологии – науке о тактике и стратегии сохранения и стабильного развития жизни на Земле. Отметить уязвимость природы под натиском человеческой деятельности. Показать пути и способы снижения антропогенной нагрузки. Попытаться воспитать у будущих специалистов, чувство бережного отношения к природе, какую бы работу они не выполняли, на каких бы должностях ни находились. Подготовить к решению практических задач по экологии.

Рекомендованная литература:

1. Бiлявський Г. О., Падун М. М., Фудуй Р. С. Основи загальної екології. - Київ: «Либiдь». – 1995. –370 с.

2. Джигирей В.С., Сторожук В.М., Яцюк Р.А. Основи екології та охорона навколишнього природного середовища. – Львів: Афіша, 2000. – 272 с.

3. Экология: Уч. Пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Знание, 1997–286с.

4. Валова (Копылова) В.Д. Основы экологии. Уч. пособ. – М.: 2002.– 321с.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. // - Ростов н/Д: «Феникс».-

2003.- 576с.

6. Бондар ОІ., Корінько І.В, Ткач В.М, Федоренко О.І. Основі єкології.

Навчально-методичний посібник.-К.-Х., ДЕІ-ГТІ, 2005.-235с.

Ключевые слова и понятия:

- Экология.

- Экосистема.

- Экологические проблемы.

- Кривая Мальтуса.

- Ресурсы.

- Уровень устойчивого потребления.

- Теория Геи.

ВВЕДЕНИЕ

Экологический кризис, в состоянии которого находится наша планета, является следствием, прежде всего, кризиса «сознания» человечества. Так, если до начала 19 века в сознании человечества преобладало понятие долга: нравственного, государственного, семейного, религиозного и т.д., то с конца 19 – начала 20 веков стали преобладать идеалы потребления, комфортной, приятной жизни. Человечество на этом пути не достигло счастья, однако потеряло возможность существовать в ладу с Природой и с самим собой.

В результате к концу 20 века термин «Экология» перешагнул границы университетских аудиторий и превратился в политический лозунг и в обозначение определенного типа мировоззрения.

Значение экологии в современных условиях неизмеримо возросло. Экология стала для всего человечества не только наукой, а и способом мышления, поведения, реальностью действий, основой гуманизма, духовности и понимания единства человека с природой.

Произошло переосмысление экологических ценностей в совокупной системе общественных ценностей. Экологические ценности, включаю­щие природные ресурсы (чистый воздух, незагрязненную, богатую жи­выми обитателями водную среду, плодородную почву, обширные лес­ные пространства, многообразный животный мир) тесно переплетаются с хозяйственной жизнью, экономическими, биологическими, эстетиче­скими и другими потребностями человечества.При этом сохранение природных богатств является первоочередной задачей.

Изучение экологии в высших учебных заведениях должно включать все эти аспекты, сочетая вопросы общей и прикладной экологии. При этом предмет «Основы экологии» является базой для изучения прикладных дисциплин. Экология это симбиоз естественных наук химии, физики, биологии.

Характерной чертой экологии является то, что она не принадлежит к числу научных дисциплин с простой линейной структурой. Она является междисциплинарной общей базой для сотрудничества специалистов всех направлений: натуралистов и инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, биологов, математиков, медиков, метеорологов, металлургов, демографов, географов и многих других, для которых экологические знания являются жизненно необходимыми. Приобретение каждым человеком экологических знаний будет содействовать бережному отношению к природе и меньшему количеству ударов с её стороны в ответ на бездумное отношение к ней.

К сожалению, сейчас в Украине существуют проблемы в экологическом образовании, что обусловлено следующими причинами:

1. слабая материально-техническая база экологического образования;

2. в обществе не возник необходимый уровень экологического мировоззрения, что требует выделения значительной части национального продукта на решение экологических проблем, в частности проблем экологического образования;

3. через экономические трудности приоритеты государственной политики пока не направлены в сторону экологии, как этого требует угрожающее состояние окружающей среды в большинстве регионов Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: