Принцип сознательности и активности
Рассматриваемый принцип выдвигает необходимость формирования у воспитанников в процессе обучения сознательного, творческого отношения к заданиям, труду, развития у них наблюдательности, мышления, внимания, памяти, воображения. Реализация этого принципа зависит от роли педагога, от используемых им методов преподавания. Ставя перед воспитанниками задачи творческого характера, педагог подводит их к необходимости самостоятельного решения проблемы, т.е. сочетания творческого и исполнительного компонентов в деятельности. К примеру, воспитанники при изготовлении кукол воплощают придуманные образы на практике, используя определённый материал.
Принцип научности обучения следует понимать, как требования строить процесс обучения, опираясь на современные научно-технические данные и знания воспитанников по основам наук. Обязательным условием популяризации научных положений является соблюдение научной терминологии, требований ГОСТа. Так, при изучении вопросов по работе с бумагой воспитанники знакомятся с различными видами бумаги, её свойствами и применением её в художественном творчестве.
Систематичность и последовательность
Успешная реализация этого принципа во многом определяет эффективность усвоения воспитанниками изучаемого материала, логически связаны между собой. Изучаемый материал базируется на комплексе знаний по ДПИ.
Доступность и посильность обучения
Реализация этого принципа заключается в соблюдении определённых требований как при составлении программы ДПИ, так и в процессе преподавания. Изучаемый материал по содержанию и по объёму, а задания по методам выполнения должны соответствовать уровню подготовки воспитанников, их возможностям, физическому развитию, т.е. быть посильным для них. Принцип доступности обучения требует постепенного перехода от формирования примитивных умений и навыков к более сложным, от простых – к сложным сведениям, т.е. планомерного расширения и углубления круга знаний, умений и навыков у учащихся. Чертить и демонстрировать следующий этап складывания можно только после того, как все дети справятся с предыдущим этапом. Сложность каждого задания должна соответствовать возможностям ребенка.