Методические рекомендации. Приступая к рассмотрения первого вопроса плана, следует иметь ввиду, что верхний слой любого современного общества включает различные элитные группы

Приступая к рассмотрения первого вопроса плана, следует иметь ввиду, что верхний слой любого современного общества включает различные элитные группы: экономические, политические, интеллектуальные и др. В этой связи необходимо выяснить, что такое политическая элита, чем она отличается от других элит. Изучая литературу по этому вопросу, вы столкнетесь с различными подходами и определениями понятия «политическая элита». Поэтому обратите внимание на то общее, что их объединяет. Предстоит выяснить также, кто входит в состав политической элиты в современных политических системах, определить функции политической элиты.

Приступая к рассмотрению классических теорий политических элит, следует сосредоточить внимание на теориях, авторами которых были Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс. Классические теории элит дали толчок появлению современных теорий, таких как теория демократического элитизма, теория плюрализма элит, леволиберальные концепции элит и др. Излагая типологизацию, социальную результативность и системы рекрутирования элит, желательно приводить примеры из реальной политической практики. При рассмотрении последнего вопроса плана, прежде всего выясните значение термина «трансформация элиты». Анализируя проблему формирования новой политической элиты России, проследите изменения, которые произошли в ней за несколько последних лет.

Практические задания

Заполните таблицу: «Система отбора в «открытую и «закрытую элиты»

Критерии отбора «Открытая элита» «Закрытая элита»
1. Требования, предъявляемые для вхождения в элиту 2. Механизмы отбора 3. Возможности продвижения в элиту для представителей неэлитных групп    

Ответьте на вопросы:

1. Чем политическая элита отличается от экономической?

2. Что такое номенклатура? Каковы причины ее формирования?

Ответьте на тестовое задание.

По какому основанию элиты делятся на правящие и неправящие?

а) по ценностям; б) по масштабам компетентности;

б) по эффективной деятельности; в) по отношению к власти.

ВАРИАНТ 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: