Введение. Для студентов заочной формы обучения

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

по курсу

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Для студентов заочной формы обучения


Введение

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано, прежде всего, с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, загрязнение среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д. Сегодня в повседневной жизни мы часто используем термины «экологические проблемы» и «экологический кризис». Решать эти проблемы могут только компетентные специалисты.

Компетентный человек (специалист с высшим образованием) знает не только как сделать (умение), но и то, почему необходимо так сделать, т.е. способен осуществить выбор из набора своих умений, которые лучшим образом отвечают условиям данной ситуации. То есть умения являются составной частью компетентности, его материализованной сущностью. Компетентность – это сумма умений, умноженная на морально-волевые качества человека, его мотивацию и стремление.

Поэтому развивая учебно-познавательную компетенцию, мы также исходим из основных компетенций, выделенных И.А. Зимней:

1. Компетенции познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации, их создание и решение, продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность);

2. Компетенции самосовершенствования (саморегулирование, саморазвитие, личностная и предметная рефлексия, смысл жизни, профессиональное развитие, овладение культурой родного языка, владение иностранным языком);

3. Компетенции интеграции (структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение накопленных знаний).

Совокупность выделенных компетенций отражает интеграцию ментального, субъективного и учебно-познавательного опыта студента в учебной деятельности. Понятийный и метакогнитивный опыт является основой интеллектуальной и профессиональной компетенции.

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они классифицируются:

1) компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

2) компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

3) компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

4) компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

5) компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

6) компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

7) компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента:

Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

8) компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

9) компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

10) компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Поэтому одна из основных целей любого курса вуза – сформировать учебно-познавательную компетенцию в процессе обучения студентов.

Реализация этой цели положена в основу практических занятий по курсу «Основы экологии».

Задачи:

‒ познакомить студентов с основами фундаментальной экологии;

‒ изменить потребительское отношение людей к природе;

‒ научить находить пути выхода из экономического и экологического кризиса;

‒ научить осознать ценность всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы;

‒ научить структурировать собственные знания по курсу;

‒ создавать в процессе изучения дисциплины условия для самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития личностной и предметной рефлексии;

‒ использовать в обучении студентов технологии для формирования компетенции в общении: устном, письменном диалоге, монологе, порождение и восприятие текста и т.д.;

‒ научить постановке и решению познавательных задач; задач с нестандартными решениями, проблемных ситуаций и т.д.

- научить студентов планированию, проектированию, моделированию, прогнозированию и т.д.

- использовать мультимедийные технологии, компьютерные технологии, интернет-технологии.

Учебно-тематический план дисциплины "Основы экологии":

Всего часов  
Из них - с преподавателем:  
аудиторные занятия: лекции практические занятия индивидуальные занятия  
самостоятельная работа

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: