ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
по курсу
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Для студентов заочной формы обучения
Введение
В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано, прежде всего, с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, загрязнение среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д. Сегодня в повседневной жизни мы часто используем термины «экологические проблемы» и «экологический кризис». Решать эти проблемы могут только компетентные специалисты.
Компетентный человек (специалист с высшим образованием) знает не только как сделать (умение), но и то, почему необходимо так сделать, т.е. способен осуществить выбор из набора своих умений, которые лучшим образом отвечают условиям данной ситуации. То есть умения являются составной частью компетентности, его материализованной сущностью. Компетентность – это сумма умений, умноженная на морально-волевые качества человека, его мотивацию и стремление.
|
|
Поэтому развивая учебно-познавательную компетенцию, мы также исходим из основных компетенций, выделенных И.А. Зимней:
1. Компетенции познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации, их создание и решение, продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность);
2. Компетенции самосовершенствования (саморегулирование, саморазвитие, личностная и предметная рефлексия, смысл жизни, профессиональное развитие, овладение культурой родного языка, владение иностранным языком);
3. Компетенции интеграции (структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение накопленных знаний).
Совокупность выделенных компетенций отражает интеграцию ментального, субъективного и учебно-познавательного опыта студента в учебной деятельности. Понятийный и метакогнитивный опыт является основой интеллектуальной и профессиональной компетенции.
Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они классифицируются:
1) компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
|
|
2) компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
3) компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
4) компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
5) компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
6) компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
7) компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента:
Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
8) компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
9) компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
10) компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.
Поэтому одна из основных целей любого курса вуза – сформировать учебно-познавательную компетенцию в процессе обучения студентов.
Реализация этой цели положена в основу практических занятий по курсу «Основы экологии».
Задачи:
‒ познакомить студентов с основами фундаментальной экологии;
‒ изменить потребительское отношение людей к природе;
‒ научить находить пути выхода из экономического и экологического кризиса;
‒ научить осознать ценность всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы;
‒ научить структурировать собственные знания по курсу;
‒ создавать в процессе изучения дисциплины условия для самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития личностной и предметной рефлексии;
‒ использовать в обучении студентов технологии для формирования компетенции в общении: устном, письменном диалоге, монологе, порождение и восприятие текста и т.д.;
‒ научить постановке и решению познавательных задач; задач с нестандартными решениями, проблемных ситуаций и т.д.
- научить студентов планированию, проектированию, моделированию, прогнозированию и т.д.
- использовать мультимедийные технологии, компьютерные технологии, интернет-технологии.
Учебно-тематический план дисциплины "Основы экологии":
Всего часов | |
Из них - с преподавателем: | |
аудиторные занятия: лекции практические занятия индивидуальные занятия | |
самостоятельная работа |