ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Часть 1. История политических учений Древнего мира и Средневековья
Тема 1. Политические учение Древнего Востока
Первые очаги человеческой цивилизации на Востоке: Египет, Вавилон, Индия, Китай. Формы ведения хозяйства. Принципы социальной структуры. Феномен «власти – собственности».
Древнеегипетское государство как единый политический организм. Фараон как верховный правитель и главный жрец. Шумеро-вавилонская цивилизация. Легенда о «Вавилонском столпотворении». Диалог «Беседа господина с рабом». Законы царя Хаммурапи. Индийская цивилизация. Мифологические и религиозные представления в Древней Индии и их влияние на политико-правовую мысль. «Веды» о делении общества на варны. «Законы Ману» и «Артхашастра». Китайская цивилизация и ее особенности. Конфуций и его учение. Лао-цзы и его учение даосизма. Мо-цзы. Шан Ян и учение легизма.
Тема 2. Политические учения Древней Греции
Особенности становления и развития древнегреческой цивилизации. Рождение науки: Фалес, Демокрит. Реформы Солона и приближение демократии. Сократ и выдвижение проблемы человека в центр философствования. Учение об идеальном государстве Платона. Отношение Платона к частной собственности, богатству и бедности. Его представления об основных типах государственного устройства, причинах государственных трансформаций. Эволюция взглядов «позднего» Платона на государственное устройство. Аристотель – великий ученый, философ и политический мыслитель. «Политика» – главное политическое произведение Аристотеля. Происхождение государства, его «элементы» и типология. Представления о «совершенном государстве».
|
|
Тема 3. Политические учения Древнего Рима
Этатизм – доминанта политической мысли Древнего Рима. Римская республика и Римская империя. Политико-правовые воззрения римских стоиков: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. «Законы 12 таблиц». Цицерон и его учение о государстве как правовом общении. Развитие идеи о смешанной форме государства как наилучшей.
Возникновение христианства. Гуманистические и демократические идеи раннего христианства. Превращение христианства из гонимой религии в государственную.