Тема 3. Институционализм как познавательная система политической науки

Явление разрыва постепенности в развитии научного знания. Хронология меняющихся парадигм: институционально-нормативный подход, структурализм, функционализм, рационалистика, неоинституционализм, синергетика. Основные положения классического институционализма. Формально-правовые институты как предмет политического анализа. Дискуссия по поводу теоретического понятия «политический институт». Недостатки и достоинства методологии классического институционализма.

Школы теории рационального выбора в политике: основные направления развития, общее и особенное в подходах. Неоинституционализм как методологический подход. Отличие от классического институционализма и бихевиористического подхода. Социально-политические институты как «правила политической игры». Моделирование как метод решения исследовательских задач в рамках неоинситуционализма. Характеристика модели М. Шугарта и Дж. Кери. Форма правления, избирательная система, федерализм – политические институты как правила поведения в политике. Работа Дж. Элейзера «Сравнительный федерализм». Работа М. Дюверже «Политические партии».

Тема 4. Возможности поведенческого подхода в анализе политических проблем

Эволюция предмета исследования: неформальные структуры как объекты политического анализа: теневая политика, теневые структуры, лоббизм и т.д. Зарождение поведенческого направления в политике. Поведение человека как предмет анализа. Основные положения поведенческого подхода: переход от простого описания к разработке специфической методологии, ориентация на методы точных и естественных наук. Разработка методов психоанализа, теории выборки, теории измерения социальных явлений и т.д. Психоанализ Г. Лассуэла в работе «Психопатология и политика». Анализ работы с точки зрения методологических особенностей. Психоанализ Ч. Мерриама в работе «Новые аспекты политики».

Тема 5. Методы анализа средств массовой информации

Методы анализа средств массовой информации: контент-, интент-, ивент-, дискурс-анализ. Цели и возможности методов. Принципы контент-анализа, разработанные Г. Лассуэлом в 30-х гг. 20 в. Количественный и качественный контент-анализ. Контент-анализ биографий, листовок, рекламных роликов. Понятие интенций, их разновидности. Фото-интенции. Определение интенциональной направленности текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: