double arrow

Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя


Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной рабо­ты над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием".*

* Дистервег А. Избр. пед. соч. — М., 1956. — С. 74.

Но в реальной практической деятельности при многочислен­ных обязанностях, отнимающих много времени у педагога, мо­жет сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непо­средственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам. Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникаю­щими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.).




С.Д.Рубинштейн (1889 — 1960) — выдающийся отечественный пси­холог и философ. Основные труды посвящены проблемам психоло­гии, исследованиям памяти, вос­приятия, речи, мышления. Главное сочинение — "Основы общей психологии".

Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот спо­соб профессиональной деятель­ности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л.Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии.

Опыт работы над собой в плане самосовершенствования со­ставляет предпосылку профессионального самовоспитания, кото­рое предполагает сознательную работу по развитию своей лично­сти как профессионала: адаптирование своих индивидуально-не­повторимых особенностей к требованиям педагогической деятель­ности, постоянное повышение профессиональной компетентно­сти и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая дея­тельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мо­тивов и источников активности. Обычно движущей силой и ис­точником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потреб­ность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимаю­щие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В пси­хологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.



В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мо­тивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать ис­тинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким обра­зом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем под­держивается личным источником активности (убеждениями; чув­ствами — долга, ответственности, профессиональной чести, здо­рового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопре­деляется содержанием профессионального идеала. Другими сло­вами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и про­является потребность в самосовершенствовании, тогда и начина­ется процесс самовоспитания.







Сейчас читают про: