double arrow

Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей

В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попада­ют в новые условия, которые предъявляют к ним высокие тре­бования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Классификация — распределение предметов, явлении и понятии по классам, отделам, разрядам в зави­симости от их общих признаков.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления ги­гиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятель­ность, чтобы оставалось время и для самообразовательной рабо­ты, и для культурного отдыха.

Анализ — метод научного исследо­вания путем разложения предмета на составные части или мысленно­го расчленения объекта путем ло­гической абстракции.

Синтез — метод изучения предме­та в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями ра­циональной организации учеб­ного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, прояв­ляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классифи­кации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные но­вые условия;

устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

рациональные приемы и ме­тоды самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленно­го отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отно­шений между ними с целью выяв­ления существенных признаков.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразо­вания учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Напишите микросочинение на тему "Почему я выбрал(а) педаго­гическую профессию?".

2. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?

3. В чем смысл многоуровневого педагогического образования?

4. Почему профессионально ориентированная деятельность являет­ся ведущим условием развития личности учителя?

5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?

6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном са­мовоспитании учителя?

7. Каков сегодня идеальный образ учителя?

8. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

9. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особен­ности в студенческом возрасте?

10. Назовите способы профессионального самовоспитания.

11. Составьте программу профессионального самовоспитания на бли­жайший период (три месяца, полгода, год).

12. Напишите реферат на тему "Социально-психологические усло­вия становления будущего учителя", где дайте характеристику студен­чества как социальной группы и покажите ее роль в профессиональном становлении (по вопросам 4—7).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. — М., 1986.

Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавания в высшей школе. — М., 1993.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. — М., 1986.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 1993.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995.

Раздел II ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полу­ченный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания... Педагогика устанавливает правила для искусства образования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя.

С.И.Гессен

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке

• Общее представление о педагогике как науке • Объект, предмет и функции педагогики • Образование как социальный феномен • Об­разование как педагогический процесс • Понятийный аппарат педа­гогики • Связь педагогики с другими науками и ее структура


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: