double arrow

Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении


Обращение к истокам возникновения педагогической профес­сии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках диффе­ренциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине ХЕХ в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единст­ва обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зре­ния была выражена в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нрав­ственное образование (или об­разование характера) без обу­чения есть цель, лишенная средства.

П.Ф.Каптерев (1849 - 1922) - ис­торик и теоретик русской педагогики. Защищал демократи­ческие свободы как условие все­стороннего развития личности. Автор фундаментального труда "Педагогический процесс".

Н.Ф.Бунаков (1837 - 1904) - рус­ский педагог, разрабатывал осно­вы начального обучения. Мето­дист русского языка. Автор учеб­ников.

Более глубоко идея целост­ности педагогического процесса была выражена К.Д.Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и вос­питательного элементов школь­ной деятельности. От комбина­ции основных элементов вся­кой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в обще­ственном воспитании.* Прогрессивные идеи К.Д.Ушинского на­шли свое отражение в трудах его последователей — Н.Ф.Бунакова, П.Ф.Лесгафта, В.П.Вахтерова и других.




* См.: Ушинский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. Т. 1. — М., 1988. - С. 171.

П.Ф.Лесгафг (1837 - 1909) - рус­ский педагог, анатом и врач. Ос­новоположник научной системы физического образования.

Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П.Ф.Кап­терев. Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить пра­вильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражда­нина.

Большой вклад в развитие представлений о целостности пе­дагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н.К.Крупская, А.П.Пинкевич, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн, А.С.Макаренко. Однако начиная с 30-х гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.

В.П.Вахтеров (1853 - 1924) -русский педагог, деятель народно­го образования. Автор трудов по теории педагогики, методике пре­подавания в начальной школе, учебников.

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобно­вился в середине 70-х гг. Наме­тились и различные подходы к пониманию целостного педаго­гического процесса (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.С.Иль­ин, В.М.Коротов, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, Ю.П.Со­кольников и др.). Это объясняется сложностью педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода.







Сейчас читают про: