Педагогическое взаимодействие и его виды

Педагогическое взаимодействие является универсальной харак­теристикой педагогического процесса. Оно значительно шире ка­тегории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.

Даже поверхностный анализ реальной педагогической практи­ки обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "уче­ник — ученик", "ученик — коллектив", "ученик — учитель", "учащиеся — объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность — деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отно­шение "воспитанник — объект усвоения".

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руко­водимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д.Б.Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат — в изменении самого дей­ствующего субъекта, заключающемся в овладении им определен­ными способами действия. Таким образом, педагогический про­цесс как частный случай социального отношения выражает вза­имодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

Принято различать разные виды педагогических взаимодейст­вий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрос­лыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения вос­питанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодей­ствия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружаю­щими людьми и предметами.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть пря­мые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, ха­рактеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: ак­тивное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: