Сущность и специфика педагогической задачи

Их характеристика и способы решения

Педагогические задачи,

Включаясь в педагогическую деятельность, преподавателю приходится решать множество воспитательных, образовательных и обучающих задач. Таким образом, процесс педагогической деятельности - можно определить как решение бесчисленного множества педагогических задач.

Но что такое педагогическая задача? Что общего во всех педагогических задачах? Как можно их классифицировать и определять стратегию их решения?

Педагогическая задача - это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью ее преобразования и перевода но новый уровень.

Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально.

Начинается школьный день. В класс заходит опоздавший ученик - уже ситуация. Проверка домашнего задания. Два ученика оказались неподготовленными - тоже ситуация. Во время объяснения новой темы по классу передается записка - снова ситуация. Это не всегда конфликты, но всегда но всегда противоречие между ожидаемым и реальностью. Эти ситуации учитель осознает и формирует для себя задачи:

- стратегического характера (как воспитывать у школьников чувство ответственности, организованности,

- тактического характера (разработка средств учета и контроля знаний, активизации познавательной деятельности на уроках),

- ситуативного (как отреагировать на опоздавшего, невыучившего, отвлекающегося на уроке).

Мастерство учителя - в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, т.е. направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая к поставленной педагогической цели.

Ситуация может не стать задачей, если преподаватель ее не замечает, игнорирует. Она может приниматься, но решаться нецелесообразно, если преподаватель реагирует на возникшую ситуацию окриком, тем самым не разрешая конфликт, а усугубляя его. Таким образом, СИТУАЦИЯ становится ЗАДАЧЕЙ в условиях целенаправленной педагогической деятельности.

СИТУАЦИЯ + ЦЕЛЬ = ЗАДАЧА

Задача может иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА тоже возникает всякий раз тогда, когда:

- нужно перевести учащихся из одного состояния в другое: приобщить их к определенному знанию, сформировать умение, навык (не знал - узнал, не умел - научился);

- или же переделать одну систему знаний, умений и навыков (не правильно сформированную) в другую.

Педагогическая технология и мастерство обусловлены характером решаемых учителем задач. В связи с этим необходимо определиться с самой сущностью педагогической задачи и показать ее отличие от других.

Термин "задача" используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; как поручение, знание; как вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема и т.п.

Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются:

· исходное состояние предмета задачи;

· модель требуемого состояния (требования задачи).

В условиях педагогического процесса предметом задачи могут выступать как материальные (рост, физическая сила, внешность человека и т.п.), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения и т.п.) субстанции, для которых характерны соответственно количественные и качественные изменения или, напротив, сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок.

Под педагогической задачей, таким образом, следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое.

Педагогическая задача возникает тогда, когда возможно не одно решение, а требуется нахождение предпочтительного способа достижения желаемого результата. Сам же процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения или процесс достижения цели, которая первоначально не сразу кажется доступной'. Продуктивно педагогические задачи могут быть решены лишь при условии самостоятельных действий учащихся, если они подчинены у них формированию знаний, умений, навыков и отношений. В этом смысле педагогические задачи вплотную примыкают к учебным задачам, основное отличие которых от всяких других в том, что их цели и результаты связаны с изменением самого действующего субъекта, заключающегося во владении определенными способами действия (Д.Б.Эльконин).

В чем же проявляется специфика педагогических задач? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к проблеме самого решения педагогической задачи. Теоретик учебных задач Г.А.Балл под решением задачи понимает "воздействие на предмет задачи, обусловливающее ее переход из исходного состояния в требуемое". Решенная задача, по его мнению, "перестает быть задачей".

Однако такое понимание сущности решения задач не может быть механически перенесено на педагогические задачи. Во-первых, педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник). Во-вторых, решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога. В-третьих, учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником. Педагогические задачи, писал С.Г. Костюк, могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности.

Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и средства решения педагогических задач, так как они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: