Основные компоненты управленческой культуры

Управленческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил пе­дагогической деятельности, педагогической техники и мастерст­ва. Психолого-педагогические исследования проблем педагогиче­ской культуры последних лет раскрывают ее в категориях педа­гогических ценностей, педагогических технологий и педагогиче­ского творчества.

Управленческая культура руководителей школы представля­ет собой меру и способ творческой самореализации личности ру­ководителя школы в разнообразных видах управленческой дея­тельности, направленной на освоение, передачу и создание цен­ностей и технологий в управлении школой. В таком случае ком­понентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руково­дителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управ­ления, овладевает умениями и навыками и в зависимости от сте­пени их приложения в практической деятельности они оценива­ются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления зна­ния, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.

Ценности управления педагогическими системами многообраз­ны. Это могут быть:

ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целей управ­ления целостным педагогическим процессом на разных уровнях иерархии: цели управления системой образования, цели управле­ния школой, цели управления педагогическим и ученическим коллективами, цели управления самовоспитанием и саморазви­тием личности и т.д. Личностное принятие таких целей, их при­знание и оценка делают ценности-цели своеобразными регуля­торами управленческой деятельности;

ценности-знания, раскрывающие значение и смысл школоведческих знаний в сфере управления: знание методологических основ управления, внутришкольного менеджмента, знание осо­бенностей работы с учениками и учащимися городских и сель­ских школ, знание критериев эффективности управления педа­гогическим процессом и др.;

ценности-отношения, раскрывающие значимость взаимоотно­шений между участниками педагогического процесса, отношения к себе, к своей профессиональной деятельности, межличностных отношений в педагогическом и ученическом коллективах, воз­можности их целенаправленного формирования и управления;

ценности-качества, раскрывающие многообразие индивидных, личностных, коммуникативных, поведенческих качеств личности руководителя-менеджера как субъекта управления, отражающих­ся в специальных способностях: способности прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, способности со­относить свои цели и действия с целями и действиями других, способности к сотрудничеству и соуправлению и др.

Технологический компонент управленческой культуры директо­ра школы включает в себя способы и приемы управления педаго­гическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Реше­ние данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического-анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня ов­ладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими сис­темами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является твор­ческой. Осваивая ценности и технологии управления, руководи­тель-менеджер преобразовывает, интерпретирует их, что опреде­ляется как личностными особенностями руководителя, так и осо­бенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой прило­жения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: