Сущность познавательного интереса школьников

ВВЕДЕНИЕ

Проблема организации пoзнaвaтeльнoгo интереса - одна из наиболее распространенных. Эта проблема нуждается в доказательствах, что и предоставила нам педагогическая наука. Чтобы подготовить к творчеству ребенка не нужно доказывать. На это и должны направить все свои силы педагоги.

Стремление к творчеству, которая (как и другая исключительно человеческая потребность) является не качеством данным при рождении, не подарком природы, это результат воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта стремление к творчеству может быть сама превращена в способ воздействия со стороны педагогики, в частности, в средство как формирование познавательных интересов учеников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Сейчас большое внимание в школах уделяют исследовательской деятельности школьников. Если хорошо организовать подход к учебно-исследовательской деятельности, школьники с большим удовольствием погружаются в науку. Увеличение интереса и внимания к учебно-исследовательской деятельности не без причины, так как творческая на самом деле работа, будучи включенной, в учебный процесс, может пополнить его, а у школьника он будет способен пробудить желание к самостоятельной исследовательской деятельности, научить тому как с самой первой ступени организовывать процесс самостоятельного познания. На уроках окружающего мира следует учителю оказывать внимание учащимся для развития познавательного интереса и познавательной активности.

Объект исследования: Организация учебного процесса при изучении темы: «Весенние явления в природе». Предмет исследования: использование дополнительной литературы в процессе изучении темы: «Весенние явления в природе». Цель данной работы: исследовать возможности творческой работы учителя по развитию познавательного интереса к теме: «Весенние явления в природе» на современном уровне обучения.

Задачи работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме детских интересов и методики использования дополнительной литературы о природе в учебном процессе.

2. Проанализировать программу по окружающему миру, учебных пособий с целью выявления возможностей использования в учебном процессе дополнительной литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСОВА ШКОЛЬНИКОВ

Сущность познавательного интереса школьников

Самым главным признаком формирования личности школьника является познавательный интерес, развития которого в большей мере определяет качество процесса обучения. То что развитие познавательного процесса очень важно, у учащихся не вызывает затруднений. Но вопрос о том как достигнуть должного результата в его развитии. Чтобы решить эту проблему, необходимо раскрытие определения.

В ходе рассмотрении этой проблемы мы можем обращаться к теоретическим положениям, которые раскрывают сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности. Исследуя мы будем опираться на основополагающие методологические принципы этих наук, при решении данных задач предполагает последовательную реализацию деятельностного подхода.

Само слово «интерес», по одной из версий, происходит от латинского «interesse», что означает «иметь важное значение».

В педагогической энциклопедии интерес обосновывается как стремление, для того чтобы познать определенный объект или явление. Понятие "интерес"имеет много значений. Его содержимое связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).

Интерес направляет познавательную деятельность детей. Предметом познавательного интереса является наибольшее значимое свойство человека: стремление проникать во все многообразие окружающего мира. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями. Неординарность познавательного интереса состоит в трудном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.

Познавательный интерес в исследованиях Г.И. Щукиной представляется как "определенное направление личности, которое обращено к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Постоянное образование, которое в ходе которой человек полностью поглощается в свою деятельность и он уже не нуждается во внешней стимуляции " Она показывает, что это интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии школьника в общем.

Н.Г. Морозова определяет в своих исследованиях по-другому. Познавательными интересы она обосновывает как интересы, которые направлены на то как процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности".

Самой ой первичной формой познавательного интереса является то, как появляется что-то новое в окружающем мире и как любопытство влияет на изменение обстановки. После этого у ребенка появляется любознательность, которая стимулирует его к выражению интереса к познанию, о чем показывают большое количество вопросов, задаваемых ребенком(«Откуда?», «Зачем?», «Почему?»).

Познавательный интерес в любой другой период своего формирования является побудительной силой. На самом высоком уровне развития, познавательный интерес становится потребностью духовной, достигается который далеко не у каждого школьника, но и у взрослого человека. Познавательный интерес – понятие многозначное, поэтому, может оказывать влияние различными своими сторонами на процессы обучения и воспитания он.

Влияние, которое оказывает познавательный интерес позволяет младшим школьникам изучать все новое, познавать суть каких-то предметов, понимать окружающую действительность. Интерес изучается множеством различных наук. Большинство психологов и педагогов в своих исследованиях познавательный интерес они определяют как ребенок приобретает потребность в знаниях, которые направляют и ориентируют его в нашем мире. Влияние познавательного интереса помогает школьникам найти новое для себя, то, что привлекает их внимание.

По мнению Л.С. Выготского интересы дают основание полагать, что они являются основой для всестороннего развития личности любого ребенка. Интересы имеют глобальное значение в жизни ребенка. За то что бы помочь ребенку погрузится в саму суть его деятельности, несет ответственность интерес, который в свою очередь формирует его взгляды по отношению к этой действительности и также на общественные взгляды. Интерес выявляет характер, который ориентирует школьника на что то конкретное, помогает относится избирательно к обстоятельствам жизни.

Познавательный интерес имеет очень сложную структуру. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса.

Познавательный интерес имеет огромное значение в жизни любого ребенка. Но на сам интерес также оказывают влияние, но только не конкретные элементы деятельности, а вся её объективно-субъективная деятельность (характер, процесс, результат). Интерес прежде всего те процессы, которые помогают образовываться различным состояниям присуще человеку (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета,). Познавательный интерес показан в своём становлении различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Признаки этих стадий являются всеми признанными, несмотря на то что они выделяются условно.

Любопытство – стремление к познанию, которое человек проявляет бессознательно и в некоторых случаях может оказаться опасным. Для человека очевидная ориентировка, связанная с чем-то новым в любой ситуации, может ничего не значить для человека. На стадии любопытства ученику дана только чтобы сориентироваться, которая связанна с тем как занят ребенок в любой ситуации. Эта стадия ещё не может обнаружить подлинно ли ребенок стремится к познанию.

В любом случае, несмотря на то, как занят ребенок в своей деятельности, познавательный интерес будет ему полезен.

Любознательность – активный интерес ко всему, что окружает ребенка. Этот интерес обуславливается тем, что человек пытается проникнутся во всё, что для него важно. На этой стадии интереса выявляются эмоции, которые очень сильно выражаются: удивления, радости того, что он познает, удовлетворённость деятельностью.

Смысл любознательности заключается в появлении загадок и их разрешении, как мировоззрения, которое может развиваться не только на уроках, но и в труде, когда человек забывает обо всем на свете, погружаясь в саму суть. В жизни младшего школьника очень много того, что ему интересно. Любознательность, сейчас постепенно становится устойчивой чертой характера, которая имеет значимую ценность в развитии личности школьника. Любознательным людям всегда хочется познать все в этом мире, они всегда ищут важное для себя им нравится углубляться в самую суть.

При становлении познавательного интереса, развитие его обуславливается познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Данная стадия объясняется тем как развивается познавательная деятельность ребенка, также характеризуется тем как Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес в свою очередь связан с тем, как человек стремится познать сложные теоретические вопросы и теми проблемами, которые возникают в науке, а также использовать их, для того чтобы использовать как инструмент познания. Этот уровень, на котором человек активно воздействует на мир, на его преобразование, что непосредственно связано с тем как человек смотрит на мир, и то как человек убежден в силе и возможностях науки. Данный уровень означает не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

Все ступени познавательного процесса очень сложны, они взаимосвязаны между собой и сочетаются друг с другом. В связи с тем, что предметная область меняется, может обнаружится в познавательном интересе и повторение чего то очень важного, это происходит, когда любопытство у человека превращается в любознательность. Ребенок очень тонко изучает суть предмета, он старается решить проблему несмотря ни на что. Иногда может быть такое, что ученик обнаруживает заинтересованность в предмете, но он может не заметить этого или просто пройти мимо, но это уже не повлияет на развитие его личности.

Весь смысл познавательных интересов - это прежде всего то, какое, влияет оказывает на обучение ребенка, на его развитие и воспитание. Школьник становится более активным в своей деятельности и это помогает развитию того, как он умеет искать для себя необходимую информацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: