Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез Анализ документов – метод сбора первичной информации, цель которого заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа. Опрос – метод сбора – предусматривает устное или письменное обращение исследователя к респондентам вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы
23. Социологическая выборка: смысл и предназначение. Понятие репрезентации.
Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой кучи отбирается некоторая его часть (выборочная), и только эта часть подвергается обследованию.
стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вероятностный (случайный) отбор -– обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор,
|
|
квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности (например по слоям населения, возрастному, половому признакам
По видам:
- одноступенчатую (простой отбор серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады);
- многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты)
Также эта процедура реализует фундаментальный принцип рандомизации, т. е. случайного отбора (от англ. random -- случайный, выбранный наугад).
Правильная выборка -- залог успеха и необходимая предпосылка любого опроса, Репрезентативность – близкое соответствие состава охваченной наблюдением массы и состава всей массы единиц изучаемого объекта, т. е. генеральной и выборочной совокупностей.
Репрезентативная выборка - это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой,
24. Марксистская социология.
Карл Маркс (1818-1883) – политический деятель, Самой известной идей Маркса является представление о связи между социальной и экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента:
1) средства производства (орудия и материалы);2) работника;3) того, кто присваивает продукт производства.
|
|
на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства. эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы.
Общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты.
(на смену рабовладению феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм – социализмом и социализм – коммунизмом (высшей стадией развития общества).
Политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются базисом (семью, государство, идеологию). Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. Двигателем истории является классовая борьба. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство людей - угнетенного класса.
25. Социальный конфликт.
- столкновение) — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.
Виды социальных конфликтов:
• По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
• По объему - глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
• По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные.
• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.
• По форме - внутренние; внешние.
• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.
• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.
• По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.
• По типу отношений — внутри- и межсистемный уровни; внутри- и межгрупповой уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.
26. Методы сбора социологических данных.
1) Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.
Основное назначение метода - извлечь информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее.
2) Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия событий.
- с амонаблюдение - наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний.
3) Метод опроса - метод сбора социальной информации путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом. Опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.
Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения.
Анкетирование - процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой.
виды анкетирования. Интервью - вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого интервьюером.
4) экспертный опрос -в качестве респондентов выступают эксперты — специалисты в определенной области деятельности.
5) Социально-психологические методы в социологии — наиболее распространенный объект изучения в социологии.
Тест - это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства В социологии применяются Основное назначение социометрического теста — диагностика взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
27. Образование и школа как социальный институт.
|
|
Социальный институт - это учреждения призванные удовлетворить фундаментальные (важнейшие) потребности общества. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру.
В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Образование - это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.
К функциям образования относят:
* передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
* социализация личности, особенно молодежи,
* определение статуса личности;
* социальный отбор (селекция), индивидуальная мобильность;
* обеспечение профессиональной ориентации
* создание базы знаний для последующего непрерывного образования
* разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
* социальный контроль