Опека и попечительство

Опека — один из способов восполнения недостающей или полностью отсутствующей
дееспособности физического лица, а также способ охраны имущества определенной
категории граждан.
Опека устанавливается над лицами до 15 лет, у которых нет родителей или
родители которых лишены родительских прав, а также над лицами, признанными
судом недееспособными, а также над имуществом этих лиц, если оно находится в
другой местности, и над имуществом лица, признанного безвестно
отсутствующим.
Для непосредственного осуществления функций по опеке назначается опекун.
Опекуны назначаются преимущественно из лиц, близких опекаемому, или из числа
других лиц органами опеки и попечительства, каковыми являются органы местной
администрации и соответствующих местных Советов народных депутатов. Опека
устанавливается, как правило, по месту жительства лица, подлежащего опеке.
Опекуном может быть только полностью дееспособное лицо, не лишенное
родительских прав.
Функции опекуна заключаются в том, что во все гражданские правоотношения
вступает не опекаемый, а опекун, однако при этом все сделки он совершает от
имени и в интересах опекаемого. Иными словами, можно сказать, что опекун
является законным представителем опекаемого, а потому на все его действия
распространяются правила о представительстве.
В случае, когда опека устанавливается над имуществом, в обязанности опекуна
входит обеспечение сохранности имущества, поддержание его в надлежащем
состоянии и совершении диктуемых обстоятельствами сделок по имуществу.
Важным моментом в опеке является то, что опекуны могут совершать юридические
действия от имени и в интересах опекаемого только в случаях, когда эти
действия носят имущественный характер. Они не могут совершать сделки, которые
имеют личностный характер, т. е. сделки, которые тесно и непосредственно
связаны с личностью опекаемого (например, заключение брака, изменение
фамилии, составление завещания и т. д.).
Чтобы исключить возможность злоупотребления интересами опекаемого, закон
запрещает опекунам совершать сделки, которые направлены на безвозмездное
отчуждение (дарение) имущества опекаемого, или которые возлагают на
опекаемого обязанность отвечать по чужим долгам (поручительство). Являясь
законными представителями, опекуны не могут совершать сделки с опекаемым ни

в отношении себя лично, ни в отношении членов своей семьи.
В целях контроля над действиями опекунов предусмотрено, что опекун не вправе
без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать
сделки, которые выходят за рамки мелких бытовых сделок по домашнему хозяйству
и управлению имуществом, в частности, такие, как договоры, требующие
нотариального удостоверения и специальной регистрации (например, отказ от
наследства, обмен или раздел жилой площади и др.).
Опека прекращается в случае, если отпали основания, вызвавшие ее
установление, а именно: в случае достижения лицом без родителей 15-летнего
возраста, отмены решения суда о признании недееспособным, а также, если
объявляется собственник имущества, над которым установлена опека.
В случае злоупотребления своими правами опекун отстраняется от возложенных на
него функций решением соответствующего органа опеки и попечительства. При
этом органы опеки и попечительства обязаны (а по прекращении опеки, лицо,
состоявшее под опекой вправе) требовать от опекуна возмещения имущественного
вреда, причиненного последним вследствие недобросовестного или небрежного
выполнения своих обязанностей.
Попечительство устанавливается для защиты интересов несовершеннолетних от 15
до 18 лет, не имеющих родителей или усыновителей, а также совершеннолетних,
ограниченных в дееспособности по решению суда ввиду злоупотребления
спиртными напитками или наркотическими веществами, а также над лицами,
которые в силу своего физического состояния не могут самостоятельно
осуществлять свои права, например, инвалиды, слепые и др.
Восполняя ограниченную дееспособность подопечного, попечитель осуществляет
функции надзора и контроля над его действиями, ограждая его от злоупот-.
роблений со стороны третьих лиц, а поскольку речь идет об ограничении
дееспособности совершеннолетних, то и от их собственных вредоносных
действий.
Попечитель полностью не устраняет действий подопечного. Он действует вместе
с ним и, следовательно, не является его законным представителем. Однако при
этом, выполняя свои действия, попечитель должен действовать в интересах
подопечного. Если дети воспитываются в детских учреждениях, или лица,
нуждающиеся в попечительстве, находятся в соответствующих лечебных

учреждениях и попечители над ними не назначены, то обязанности попечителей в
этом случае выполняют указанные учреждения.
Попечителем может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью в
полном объеме. Не могут быть попечителями лица, лишенные родительских прав.
Как правило, попечитель назначается из числа лиц, близких подопечному, по
решению органов опеки и попечительства при исполкомах или районных
администрациях. Устанавливается попечительство по месту жительства
подопечного.
Функции попечителя непосредственно выражаются в том, что он дает согласие на
совершение действий подопечным, санкционирует их.
Несколько отличается правовое положение попечителей, назначенных над лицами,
которые по своему физическому состоянию не могут самостоятельно защищать свои
права в связи с тем, что хотя эти лица обладают дееспособностью в полном
объеме, но все же при осуществлении своих прав и обязанностей нуждаются в
содействии. Попечители помогают таким подопечным управлять принадлежащим им
имуществом, могут по их просьбе и от их имени совершать сделки, обязаны
охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечители над
этими лицами назначаются только по просьбе последних.
Попечители не могут участвовать в правоотношениях, связанных с личностью
подопечного. Они, как правило, дают согласие и контролируют только действия,
носящие имущественный характер.
Попечитель не имеет права заключать с подопечным сделки ни в отношении себя
лично, ни в отношении членов своей семьи. Закон запрещает попечителю давать
согласие на совершение подопечным действий по безвозмездному отчуждению
имущества.
При отпадении обстоятельств, с наличием которых устанавливалось
попечительство, последнее прекращается.
Последствия прекращения попечительства такие же, как и при прекращении опеки.
В действующем законодательстве основная часть правовых норм, регулирующих
вопросы опеки и попечительства, закреплена в Кодексе о браке и семье (ст.
128-157). Однако ввиду того, что эти нормы имеют важное значение для
гражданского права, целесообразным представляется закрепление опеки и
попечительства в новом гражданском кодексе в разделе «Лица».

20.кООПЕРАТИВ:ПОНЯТИЕ,ВИДЫ.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КООПЕРАТИВОВ

В Гражданском кодексе РФ общее понятие кооператива отсутствует. Определены только производственные и потребительские кооперативы.
Под производственным кооперативом понимается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кодекс допускает участие в деятельности кооператива не только физических, но и юридических лиц при условии, что подобное участие предусмотрено законом и учредительными документами производственного кооператива. Исходя из закрепленного в ГК РФ деления всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие (третьего не дано), Кодекс отнес производственный кооператив к группе коммерческих организаций.
Потребительским кооперативом Кодекс признал добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов, и отнес потребительский кооператив к группе некоммерческих организаций.
В предусмотренных ГК РФ понятиях «производственный кооператив» и «потребительский кооператив» содержатся некоторые их общие признаки. Во-первых, и производственный кооператив, и потребительский - добровольное объединение граждан. Во-вторых, организационной основой обоих разновидностей кооперативов является членство. В-третьих, формой объединения соответствующих средств •для создания имущественной базы кооператива и здесь, и там являются паевые взносы членов. Данные признаки весьма существенны. Они свойственны любому кооперативу и верно представлены в Кодексе.
Вместе с тем нельзя не отметить разный подход ГК РФ к раскрытию сущности обоих видов кооперативов.
В определении производственного кооператива раскрываются некоторые его специфические особенности. Из ст. 107 ГК РФ, где дано понятие производственного кооператива, можно заключить, что его характерная черта состоит в осуществлении гражданами, объединившимися в кооператив, совместной деятельности в сферах производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнения работ, торговли, бытового обслуживания, оказания других услуг. Участие в совместном труде является, как правило, обязательным для члена производственного кооператива. Однако в ст. 107 нет указания на цель этой совместной деятельности.
В определении потребительского кооператива, напротив, нет указаний на характер его деятельности, но указано на цель объединения граждан в кооператив. В ГК РФ говорится, что граждане объединяются в потребительский кооператив для удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Последнее есть результат деятельности объединения, его конечная цель. Достигается же она, по ГК РФ, очень странно: путем объединения членами кооператива имущественных паевых взносов.
Но за счет паевых взносов удовле-
творить потребности членов кооператива возможно только в обществах взаимного кредитования, в кассах взаимопомощи, и то далеко не всегда. Чаще всего потребительский кооператив достигает цели его создания путем осуществления хозяйственной либо иной деятельности. Для потребительского общества (наиболее массовая кооперативная организация) это, например, торговая, заготовительная, перерабатывающая и другая деятельность. ЖСК, ДСК, ГСК осуществляют организацию, финансирование строительства жилого дома, дачи, гаража для получения затем соответствующего жилья, дачи, гаража. Разница между производственными и потребительскими кооперативами в подобных случаях состоит в том, что данная деятельность осуществляется не членами кооператива, а наемными работниками или иными организациями. Гражданский кодекс этой специфики не учел. Его нормирование потребительской кооперации весьма скупо, оно не раскрывает специфики данного вида кооперативной организации и необоснованно исключает возможность ведения потребительскими кооперативами предпринимательской деятельности в качестве основной. По-разному подходит ГК РФ и к цели деятельности производственного и потребительского кооператива. Хотя в тексте ст. 107 ГК РФ цель объединения граждан в производственный кооператив прямо не названа, вывод о цели его деятельности можно сделать из отнесения производственного кооператива к коммерческим организациям. Последнее должно означать, что граждане в производственном кооперативе как коммерческой организации совместно трудятся исключительно для извлечения прибыли, так как, по ГК РФ, именно извлечение прибыли является основной целью деятельности любой коммерческой организации. Но производственный кооператив - это прежде всего кооператив, а потому он, как любой кооператив, не может не иметь в качестве основной конечной цели труда своих членов удовлетворение их материальных и иных потребностей. Такова природа кооператива, являющегося не только экономической структурой, но и (а может быть, прежде всего) социальной. Без этих социальных ориентиров, имеющих сущностный характер, организацию нельзя отнести к кооперативной. Прибыль или скорее доход, по общему признанию всех исследователей кооперативного движения, - важное и необходимое средство достижения этой цели, но не сама цель. При этом извле-
чение прибыли, получение соответствующего дохода для потребительских обществ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, садоводческих, иных кооперативов не менее важно, чем для производственных кооперативов, так как прибыль - источник пополнения имущества кооператива, позволяющий обеспечить благосостояние членов кооператива, удовлетворение тех потребностей, ради которых они объединялись в кооператив.
Проблемам значения кооперативов в экономике и социальном развитии стран значительное внимание уделяла и уделяет Организация Объединенных Наций. Так, в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 44/58 «Национальный опыт в области содействия кооперативному движению» (1989 г.
) указывалось на необходимость признания кооперативов в качестве самостоятельной формы социально-экономических организаций, обладающих правами, сопоставимыми с правами деловых предприятий в государственном и частном секторах. В своей деятельности кооперативы должны пользоваться полной свободой в соответствии с концепцией и принципами кооперативного движения, включая право функционировать на основе конкуренции с другими формами предприятий на национальном, региональном и международном уровнях3. В докладе Генерального секретаря ООН, представленном 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1994 г.), о кооперативах говорилось как об организациях сферы бизнеса и признанных компонентах рынка4. В докладе Генерального секретаря ООН по вопросам о месте и роли кооперативов с учетом новых социально-экономических тенденций, опубликованном в августе 1996 г. и представленном на рассмотрение 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, был выделен специальный раздел «Кооперативы и развитие предпринимательской деятельности», где отмечалось, что «предпринимательская деятельность частного сектора, организованного на кооперативной основе, вносит значительный вклад в создание различных общественных благ. Кооперативы представляют собой альтернативную форму организации экономики в интересах одновременно производителей и потребителей»5. В этих докладах имелись в виду
любые кооперативы. Акцент был сделан на их альтернативность иным формам организации частного сектора экономики, на необходимость учитывать особые концептуальные начала их организации и деятельности, позволяющие решать важные задачи экономического и социального развития своих стран.
Для обеспечения правильного, соответствующего сущности кооператива, правового регулирования его организации и деятельности необходимо закрепить в Законе общее понятие кооператива, которое отражало бы его специфику независимо от разновидностей, позволяющую отличать кооператив от иных действующих в стране коммерческих и некоммерческих организаций. При решении вопроса об общем понятии кооператива следует исходить из Резолюции о кооперативной идентичности, единодушно принятой участниками Юбилейного конгресса МКА, состоявшегося в 1995 г. в г. Манчестере (Англия). Согласно данной Резолюции, кооператив независимо от вида и формы - одно характерное социальное явление, представляющее собой автономную ассоциацию людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов. В Заявлении МКА с учетом основной цели кооператива -удовлетворение потребностей членов кооператива - подчеркнуто, что в кооперативе социально значим прежде всего человек, а не капитал. Под ассоциацией людей (объединением) понимаются не только отдельные люди, но и их группы - юридические лица, а под предприятием - осуществляемая в соответствующих формах хозяйственная и иная деятельность. При этом члены кооператива могут сами осуществлять эту деятельность либо создавать наряду с кооперативом другие организации и подразделения для достижения основной цели объединения граждан в кооператив.
Такое понимание кооператива выделяет его из других коммерческих и некоммерческих юридических лиц, организованных на иных началах и с иными экономическими и социальными ориентирами.
Можно предложить следующее общее для всех видов российских кооперативов понятие. Кооператив - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства и объединения его членами имущественных паевых взносов для совместного ведения
хозяйственной и иной деятельности, в частности путем совместного труда своих членов и (или) формирования разного рода организаций (обособленных подразделений) в целях удовлетворения материальных, социальных, культурных и иных потребностей членов на базе внесенных членами кооператива паевых взносов и иного имущества, находящегося в собственности кооператива, а также на других законных основаниях.
Данное определение кооператива идентично для всех разновидностей, отражает его сущность и, что немаловажно, соответствует классическому определению кооператива, принятому мировым кооперативным сообществом. Формулируя идентичность кооперативных организаций, МКА исходил из его применения равно ко всем видам и формам кооперативов. Непосредственно в Резолюции названы следующие виды кооперативов: потребительские кооперативы, начало создания которых относится к пионерскому движению Рочдейла; рабочие кооперативы (по нашей терминологии производственные), достигшие своего развития во Франции; кредитные кооперативы, широко распространенные в Германии, Швеции; сельскохозяйственные кооперативы, созданные в Дании, Швеции и Германии; обслуживающие кооперативы, такие, как кооперативы жилищного строительства и здравоохранения, созданный в конце прошлого столетия и успешно действующие при поддержке государства во многих индустриально развитых странах. В Резолюции отмечено, что для любого кооператива определяющими должны быть следующие черты: самоуправление, добровольность ассоциации, добровольность членства, удовлетворение основных потребностей, имущественное распределение на демократических началах, признание кооператива предприятием, т. е. организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности. Эти разновидности кооперативов должны быть представлены и в законодательстве Российской Федерации.
Россия в лице национальной кооперативной организации - член Международного кооперативного альянса. Определение кооператива, принятое альянсом, не может быть проигнорировано. Оно должно быть с учетом российской специфики отражено в основополагающих нормативных актах, регулирующих организацию и деятельность кооперативов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: