Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе
Особенности социального познания:
· субъект и объект познания совпадают;
· получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
· социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
· сложность объекта познания – общества;
· установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
· ограниченность применения эксперимента как метода познанияэ
Социальное и гуманитарное знание:
Общественные науки | |
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса | Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия |
Результат исследования | |
Социальное знание | Гуманитарное знание |
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений | Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений |
Особенности: · Понимание · Обращение к текстам · Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям | |
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы |
Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:
рассмотрение социальной действительности в развитии;
|
|
· изучение общественных явлений в многообразных связях;
· выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
Социальный факт
· объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
· научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
Виды социальных фактов:
действия, поступки;
материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
словесные (вербальные) действия.
Оценка социального факта:
· свойства изучаемого объекта;
· соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;
· познавательные цели исследователя;
· личная позиция исследователя;
· интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.