Значение культуры в жизни общества определяется тем, что

· она регулирует взаимоотношения в обществе (через ценности, нормы, обычаи, которые придают деятельности человека предсказуемый характер); интегрирует людей в единую общность;

· через усвоение культуры новыми поколениями обеспечивает преемственность в развитии общества;

· культура выступает основой социализации личности: известно, что на нормы поведения людей оказывают влияние не столько материальные, сколько социальные условия жизни: социальная среда, в которой развивается индивид, ценности, идеалы, традиции, нормы, разделяемые значимыми для него людьми.

· Культура представляет собой совокупность наилучших образцов результатов человеческой деятельности.

· Индивидуальная культура конкретной личности проявляется в стремлении реализовать себя в культурной деятельности.

· Человека характеризует культура творчества и культура потребления.

· для подлинного человеческого существования человеку жизненно необходимо приобщение к культуре.

Цивилизация и культура.

Понятие «цивилизация», вошедшее в научный обиход ход европейских ученых в ХV111 в. Понятие «цивилизация» и понятие «культура», имеет несколько определений: (в зависимости от содержания концепций, и как оно используется). Одно из них: цивилизация является синонимом культуры. Далёко не все согласны с таким пониманием цивилизации'.

Вторые оппоненты, в частности, возражают: цивилизация - это совокупность по пре­имуществу материальных условий, а культура­ прежде всего духовных (недаром культуру чаще всего в обыденном употреблении связывают с художествен­ным, творчеством - театром, музыкой, живописью и т.д.). Другое значение цивилизации - ступень обще­ственного развития, следующая за варварством (по классификации американского историка Л. Моргана).

Третье определение представляет немецкий философ. О. Шпенглер, рассматривавший цивилизацию как за­ключительную стадию эволюции любой культуры, для которой (стадии) характерно развитие техники, раци­онализация жизни, деградация искусства и литерату­ры, превращение народов в безликие массы. Как ви­дим, во многих.определениях понятие «цивилизация» теснейшим образом соотносится с понятием «культура».

Но в представлениях многих ученых эти поня­тия неодинаковы, неравноценны, неравнозначны. Удачнее всех, пожалуй, эти понятия «развел»О. Шпенглер: цивилизация - это совокупность техни­ко-механических элементов, а культура относится к органистически- духовной сфере.

Сейчас мы, как правило, вкладываем в слово «цивилизация»- внешний по отношению к человеку от­тенок: высокий уровень материальной жизни, обустро­енность, техническую оснащенность быта, а ког­да хотим подчеркнуть внутреннее богатство людей, капитальную образованность, интерес к философии, литературе, искусству, употребляем слово «культура».

В научном.обществознании популярно представле­ние о цивилизации как о региональном (локальном) культурно-историческом типе человеческого общества, которому свойственны специфические черты в об­ласти религии, культуры, экономики, географии, по­литики, социальных,институтов, морали, права и т.д. Ученые, придерживающиеся цивилизационной кон­цепции развития общества, выделяют различные ко­личества специфических цивилизаций. Так, отечест­венный социолог Н. Н. Данилевский насчитывал 13 культурно-исторических типов, английский исто­рик А. Тойнби -.23 развившиеся цивилизации, О. Шпенглер - 8 развитых культур (цивилизаций). Например А. Тойнби, который. продолжал -линию Н. Н.' Данилевского, рассматривает такие развившиеся цивилизации, как западная, православная русская, православная византийская, иранская, арабская, ин­дийская, античная, сирийская, китайская, 'мексикан­ская,; египетская и др,'


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: