· она регулирует взаимоотношения в обществе (через ценности, нормы, обычаи, которые придают деятельности человека предсказуемый характер); интегрирует людей в единую общность;
· через усвоение культуры новыми поколениями обеспечивает преемственность в развитии общества;
· культура выступает основой социализации личности: известно, что на нормы поведения людей оказывают влияние не столько материальные, сколько социальные условия жизни: социальная среда, в которой развивается индивид, ценности, идеалы, традиции, нормы, разделяемые значимыми для него людьми.
· Культура представляет собой совокупность наилучших образцов результатов человеческой деятельности.
· Индивидуальная культура конкретной личности проявляется в стремлении реализовать себя в культурной деятельности.
· Человека характеризует культура творчества и культура потребления.
· для подлинного человеческого существования человеку жизненно необходимо приобщение к культуре.
Цивилизация и культура.
|
|
Понятие «цивилизация», вошедшее в научный обиход ход европейских ученых в ХV111 в. Понятие «цивилизация» и понятие «культура», имеет несколько определений: (в зависимости от содержания концепций, и как оно используется). Одно из них: цивилизация является синонимом культуры. Далёко не все согласны с таким пониманием цивилизации'.
Вторые оппоненты, в частности, возражают: цивилизация - это совокупность по преимуществу материальных условий, а культура прежде всего духовных (недаром культуру чаще всего в обыденном употреблении связывают с художественным, творчеством - театром, музыкой, живописью и т.д.). Другое значение цивилизации - ступень общественного развития, следующая за варварством (по классификации американского историка Л. Моргана).
Третье определение представляет немецкий философ. О. Шпенглер, рассматривавший цивилизацию как заключительную стадию эволюции любой культуры, для которой (стадии) характерно развитие техники, рационализация жизни, деградация искусства и литературы, превращение народов в безликие массы. Как видим, во многих.определениях понятие «цивилизация» теснейшим образом соотносится с понятием «культура».
Но в представлениях многих ученых эти понятия неодинаковы, неравноценны, неравнозначны. Удачнее всех, пожалуй, эти понятия «развел»О. Шпенглер: цивилизация - это совокупность технико-механических элементов, а культура относится к органистически- духовной сфере.
Сейчас мы, как правило, вкладываем в слово «цивилизация»- внешний по отношению к человеку оттенок: высокий уровень материальной жизни, обустроенность, техническую оснащенность быта, а когда хотим подчеркнуть внутреннее богатство людей, капитальную образованность, интерес к философии, литературе, искусству, употребляем слово «культура».
|
|
В научном.обществознании популярно представление о цивилизации как о региональном (локальном) культурно-историческом типе человеческого общества, которому свойственны специфические черты в области религии, культуры, экономики, географии, политики, социальных,институтов, морали, права и т.д. Ученые, придерживающиеся цивилизационной концепции развития общества, выделяют различные количества специфических цивилизаций. Так, отечественный социолог Н. Н. Данилевский насчитывал 13 культурно-исторических типов, английский историк А. Тойнби -.23 развившиеся цивилизации, О. Шпенглер - 8 развитых культур (цивилизаций). Например А. Тойнби, который. продолжал -линию Н. Н.' Данилевского, рассматривает такие развившиеся цивилизации, как западная, православная русская, православная византийская, иранская, арабская, индийская, античная, сирийская, китайская, 'мексиканская,; египетская и др,'