Информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека

1. В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации не­измеримо возросла. Средства информатики и вы­числительной техники сейчас во многом определя­ют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и де­ятельности человека.

Для целенаправленного использования инфор­мации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными опера­циями над информацией, будем называть инфор­мационными процессами.

Получение и преобразование информации явля­ется необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточ­ные организмы постоянно воспринимают и исполь­зуют информацию, например о температуре и хи­мическом составе среды для выбора наиболее благо­приятных условий существования. Живые сущест­ва способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.

Человек также воспринимает информацию с по­мощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время раз­вития человеческого общества таких языков воз­никло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.), на кото­рых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества.

Информационные процессы характерны не толь­ко для живой природы, человека, общества. Чело­вечеством созданы технические устройства — авто­маты, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. На­пример, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о темпе­ратуре помещения и в зависимости от заданного че­ловеком температурного режима включает или от­ключает отопительные приборы.

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и переда­чи информации, называют информационной деяте­льностью.

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от камен­ного топора до первой паровой машины, электромо­тора или токарного станка были связаны с обработ­кой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обра­ботки и передачи информации, опыта, знания, воз­никают группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, военачальники, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.

Однако число людей, которые могли воспользо­ваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц и, во-вторых, древние рукописи создавались в единич­ных (иногда единственных) экземплярах.

Новой эрой в развитии обмена информацией ста­ло изобретение книгопечатания. Благодаря печат­ному станку, созданному И. Гутенбергом в 1440 го­ду, знания, информация стали широко тиражируе­мыми, доступными многим людям. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности на­селения, развития образования, науки, производст­ва.

По мере развития общества постоянно расши­рялся круг людей, чья профессиональная деятель­ность была связана с обработкой и накоплением ин­формации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, ру­кописей и других письменных документов. Появи­лась необходимость создания специальных храни­лищ этих документов — библиотек, архивов. Ин­формацию, содержащуюся в книгах и других доку­ментах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и ал­фавитные каталоги и другие средства систематиза­ции книг и документов, появились профессии биб­лиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса че­ловечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важ­нейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование тех­ники, производства привело к резкому возраста­нию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиона­льной деятельности.

Развитие науки, образования обусловило быст­рый рост объема информации, знаний человека. Ес­ли в начале прошлого века общая сумма человече­ских знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

Выходом из создавшейся ситуации стало созда­ние компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

Первая электронная вычислительная машина «ЭНИАК» была разработана в США в 1946 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 го­ду под руководством академика

В. А. Лебедева.

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других ви­дов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь со­временного человека, широко применяются в про­изводстве, проектно-конструкторских работах, биз­несе и многих других отраслях.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных дета­лей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Сис­тема автоматизированного производства (САПР) по­зволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыноч­ной ситуации, оперативно расширять или сворачи­вать производство изделия или заменять его дру­гим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить мно­жество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от

различных датчиков, в том числе от автоматизиро­ванной охраны, от датчиков температуры для регу­лирования расходов энергии на отопление, от бан­коматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей «уви­деть» внутреннее строение органов человека и пра­вильно поставить диагноз.

Компьютер находится на рабочем столе специ­алиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точ­кой земного шара, подсоединиться к фондам круп­ных библиотек, не выходя из дома, использовать мощные информационные системы — энциклопе­дии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и трена­жеров. Модельеру он помогает разрабатывать вы­кройки, издателю компоновать текст и иллюстра­ции, художнику — создавать новые картины, а композитору — музыку. Дорогостоящий экспери­мент может быть полностью просчитан и имитиро­ван на компьютере.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с исполь­зованием компьютеров, стала важным аспектом де­ятельности людей многих профессий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: