Наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчи­нении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым по­нимается наличие различных автономных социаль­но-политических партий, движений, групп, находя­щихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой раз­личные ветви государственной власти достаточно не­зависимы и уравновешивают друг друга, препятст­вуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятствен­ного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания кол­легиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чи­новниками деклараций о своих доходах, существо­вание свободных от цензуры и независимых от влас­ти неправительственных средств массовой информа­ции;

9) выборностью основных органов власти на осно­ве всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуп­равления, наиболее приближенных к народу и ком­петентных в решении местных проблем.

На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Иначе может воз­никнуть угроза перерождения демократии в охло­кратию (ohlos — толпа и cratos — власть, т. е. власть толпы). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, дик­туя свою волю политикам и государственным орга­нам.

Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии — это организа­ционные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят: выбор­ность высших органов государства, без которой не­возможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченны­ми (депутатами); сменяемость состава выборных го­сударственных органов по истечении срока их полно­мочий. Все это укрепляет демократический режим, препятствует попыткам узурпации государственной власти.

В соответствии со способом осуществления наро­дом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представи­тельную). Институтами прямой демократии, в рам­ках которой народ непосредственно принимает поли­тические решения и осуществляет свою власть, яв­ляются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (пети­ции) и народное обсуждение важнейших вопросов.

Представительная демократия подразумевает воз­можность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: