Коллегиальность суда

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народ­ные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают два типа судовсуд присяжных и суд шеффенов. В состав суда присяж­ных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о винов­ности или невиновности подсудимого, а судья на ос­новании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими сов­местно.

Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследова­ния, рассмотрения и разрешения уголовных и граж­данских дел. В основе судопроизводства в демократи­ческом государстве лежат принципызаконности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности, гласности, устности, непрерывности и состязательности судебно­го разбирательства, ведения дела на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конститу­ционные суды, в компетенцию которых входит осу­ществление конституционного надзора, т. е. провер­ка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конститу­ции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституцион­ные суды рассматривают также споры о разграниче­нии полномочий между федерацией и ее субъектами.

Конституционный надзор может осуществляться:

а) всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);

б) Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);

в) специальным конституционным судом, для ко­торого конституционный надзор — главная и единст­венная функция (Россия, Австрия, ФРГ);

г) особым органом несудебного характера (Фран­ция).

В некоторых странах конституционный суд вы­полняет функции верховного судебного органа, в других — судебную систему возглавляет самостоя­тельный Верховный суд.

Все суды в соответствии с правовой сферой, на ко­торую распространяются их полномочия, подразде­ляют на суды общей, специальной и административ­ной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции ( общегражданские суды ) рассматривают гражданские, трудовые и имущест­венные споры, дела об административных правона­рушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции ( специализиро­ванные суды ) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (напри­мер, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение го­сударственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ та­ких судов пока нет).

Классический вариант теории разделения влас­тей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компе­тенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к пре­зидентской власти в республиках смешанного и пар­ламентского типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.

В качестве самостоятельной группы органов госу­дарства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законода­тельной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением зако­нов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по не­которым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Ор­ганы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчи­няются только генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: