В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают два типа судов — суд присяжных и суд шеффенов. В состав суда присяжных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.
Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. В основе судопроизводства в демократическом государстве лежат принципызаконности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности, гласности, устности, непрерывности и состязательности судебного разбирательства, ведения дела на национальном языке.
Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т. е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами.
Конституционный надзор может осуществляться:
а) всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);
б) Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);
в) специальным конституционным судом, для которого конституционный надзор — главная и единственная функция (Россия, Австрия, ФРГ);
г) особым органом несудебного характера (Франция).
В некоторых странах конституционный суд выполняет функции верховного судебного органа, в других — судебную систему возглавляет самостоятельный Верховный суд.
Все суды в соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия, подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции.
Суды общей юрисдикции ( общегражданские суды ) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.
Суды специальной юрисдикции ( специализированные суды ) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (например, арбитражный суд).
Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ таких судов пока нет).
Классический вариант теории разделения властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентского типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.
В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только генеральному прокурору.
Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.