Периоды | Свободное | Илоты | Рабы |
население | |||
V век до н. э. | |||
II век до н. э. |
Аттика
Периоды | Число | Число | Число | Число |
полноправных | свободных | метеков | рабов | |
граждан | граждан | |||
До греко-персидских | от 25000 | от 75000 | немного | немного |
войн3* | до 30000 | до 90000 | ||
До Пелопоннесской | ||||
ВОЙНЫ4* | ||||
К концу Пелопон | ||||
несской войны | ||||
В 327 г. до н. э. |
Профиль, как видим, изменялся значительно, но в этих колебаниях не просматривается никакое постоянное направление. На ранних этапах удельный вес рабов в составе населения Аттики был очень низким; ' Sorokin P. Sociology of Revolution. Pt. 3.
2 Beloch J. Die Bevölkerung der Griechisch-Römischen Welt. B., 1886. S. 149—150.
3 * Греко-персидские войны — 500—449 гг. до н. э.
4 * Пелопоннесская война — 431 —404 гг. до н. э.
К оглавлению
==370
|
|
он возрастает до 40% накануне Пелопоннесской войны; сокращается до 23% приблизительно к концу этой войны; л вновь вырастает до 50% в 327 году до нашей эры. Имеющиеся в нашем распоряжении данные относительно основных классов в Древнем Риме и Италии также указывают на ненаправленные колебания профессиональной стратификации'. Динамика соотношения основных профессиональных слоев в средневековых гильдиях, судя по фрагментарным данным, носила все тот же характер ненаправленных колебаний, хотя до конца исторического существования гильдий в них присутствовали все три профессиональных слоя — мастера, подмастерья, ученики. С исчезновением гильдий после французской революции названия (скажем, в Париже) этих слоев были заменены на новые, но сами слои в модифицированной форме продолжили существование. Вышесказанного достаточно, чтобы убедиться в отсутствии постоянного, закономерного направления в колебаниях профиля профессиональной стратификации. Иными словами, теория ненаправленной динамики кажется ближе к действительности, чем многие пессимистические и оптимистические теории "законодателей прогресса и регресса".
9. Флуктуации страт интеллектуального и ручного труда
Как правило, интеллектуальные профессии считались более высокими и престижными, чем профессии, связанные с физическим трудом. По этой причине изменение в соотношении и в относительной значимости этих двух основных профессиональных классов можно рассматривать как флуктуацию профиля профессиональной стратификации в целом. Каков же характер изменения их удельного веса? Думаю, что и они тоже происходят безо всякого направления.
|
|
В некоторых странах, как, например, в США, физический труд оценивается несколько выше, чем во многих европейских странах. Раз^ ница в оценке труда проявляется, пожалуй, в том, что в Америке ручной труд оплачивается не абсолютно, а относительно и по сравнению с оплатой интеллектуального труда выше, чем, скажем, в Европе. И поэтому эта разница между двумя классами профессий фактически не так сильно выражена, как в Европе, а переход из одного класса в другой осуществляегся гораздо чаще, чем в Европе. Это, между прочим, наглядно демонстрирует изменение положения этих двух классов в пространстве, то есть от одного общества к другому. Их статус меняется и в пределах одного и того же общества, но в разные отрезки времени. Примеры такого колебания дают несколько обществ. В Индии лестница рангов основных каст была постоянной, хотя внутри второстепенных кастовых подразделений могли происходить колебания2. На ранних ступенях греческой истории к физическому труду не относились как к чему-то позорному и неприличному.
"Да и вообще, вначале никто не презирал физический труд. Часто можно было застать королевских сыновей за ремесленными занятиями. Позднее сперва аристократия, а после буржуазия постепенно отказались от физического труда"3.
К нему стали относиться с презрением. В Афинах приблизительно во времена Писистрата на рубеже VI — V веков до нашей эры отношение к труду видоизменилось в лучшую сторону, а разница между ручным
• Beloch J. Die Bevölkerung... S. 149 ff., 435 ff.
1 The Imperial Gazetteer of India. Vol. 1. P. 311—331.
3 GuiraudP. Etudes. P. 41 ff., 51, 63 ff, 128 ff.
==371
и интеллектуальным трудом стала менее заметной Но позднее в силу ряда обстоятельств эга разница опять увеличивается и сильное неприятие физического тр^дэ стало типичным для всех свободных граждан. Подобные изменения можно увидеть в истории Рима, истории средневековой и современной Европы. Одну из таких волн мы переживали за последние несколько лет в России, Европе и Америке. Это были годы роста социальной згачимости физического труда — тенденция, которая проявилась в усилении общественного влияния, политической власти, в простом увеличении относительной зарплаты и повышении его престижности В России в период с 1918-го по 1921 год это привело к "диктатуре пролетариата", правда, с 1921 года эта тенденция начала вытесняться ей противоположной Примеры эти показывают колебания в относительных оценках обоих родов профессий.
То же можно сказать и о профессиональном соотношении людей, занятых в этих профессиях, да и во всем профессиональном составе населения. Следующая таблица иллюстрирует это утверждение.
Страны | Процент занятых | Процент занятых | Неклассифи |
и | в иртеллектуальных | физическим трудом | цируемые |
периоды | профессиях ко всему | ко всему занятому | маргинальные |
заляюму населению | населению | профессии | |
США·: | |||
81 5 | 10.6 | ||
71.0 | 14.7 | ||
Швейцария2: | |||
Данные показывают, что за последние несколько десятилетий в обеих странах и практически в большей части европейских обществ происходил процесс увеличения интеллектуального труда за счет физического. В период с 1895-го по 1907 год, или с 1900-го по 1910 год, или с 1901-го по 1911 год, в зависимости от анализируемой страны, группы профессионалов и должностных лиц увеличились: в Германии с 3,6% до 3,9% от объема всего занятого населения, в Австрии — от 2,9% до 3,5%, в Италии — от 4,0% до 4,2%, во Франции — от 5,0% до 5,9%, в Нидерландах — οί 5,4% до 7,2%, в Дании — от 3,8% до 4,4%, в Швеции — от 2,9% до 3,5%; только в Англии и в Финляндии не наблюдается никакого увеличения3.
|
|
И все же постоянная тенденция флуктуации не существует. Во-первых, увеличение в соотношении интеллектуального труда за последние несколько лет не наблюдалось ни в Англии, ни в Финляндии. Во-вторых, уловимы симптомы, свидетельствующие, что за последние два или три года эта тенденция либо приостановилась, либо в некоторых странах, как, например, в России, вытеснилась противоположной. Втретьих, падение престижности многих видов профессионального труда — факт, который стал очевидным во многих странах лишь в последнее время, а возрастающие трудности, связанные с поисками соответствующего их социального положения, свидегельствуют, что точка насыщения почти достигнута и хотим ли мы того или нет, но закон спроса
' Hansen A H Industrial Classes in the United States in 1920
2 Statistisches Jahrbuch der Schweiz l. S 51
' Statistisches Jahrbuch für das Deutsche Reich 1921 —1922 S
==372
и предложения обязательно рано или поздно вызовет противоположную к жизни тенденцию. В-четвертых, развитие промышленности и технологий не приводит к уничтожению ручного, физического труда. Оно только лишь уменьшает напряжение работника физического труда, но полностью уничтожить физический труд эго развигие врчд ли сможег. Сотни тысяч наемных рабочих на крупнейших и технически высокооснащенных предприятиях продолжают выполнять монотонную физическую работу. Вышеприведенные данные относительно удельного веса в соотношении классов предпринимателей, служащих и рабочих говорят об уменьшении класса рабочих С другой стороны, как уже было отмечено, есть ряд фактов, показывающих, что не ожидается также v уничтожение или сокращение класса интеллектуальных рабогникоз Вывод из всею сказанного таков: в обществе происходят лишь ненаправленные флуктуации профессиональной стратификации и ничего более.
Предшествующее обсуждение проблемы колебаний полигической, экономической и профессиональной стратификации показывает отсутствие какой-либо постоянной тенденции в этой области'. На этом, пожалуй, завершим анализ колебаний высоты и профиля социальной стратификации. Внешний вид социального здания нам у ке немного известен. Тому, кто желае! исследовать его углубленно, следует войти вовнутрь и изучить его внутреннее строение: характер и р"сположение этажей, лифты и лестницы, ведущие с одного этажа на другой, и все прочие приспособления для подъема и спуска с эта-ьа на этаж. Короче говоря, это будет изучением внутренней сгруктуры многоэтажных социальных зданий.
|
|
00.htm - glava29