Представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии

Анализируя понятия бытия, материи, мы вкладываем в их содержание все то, что существует в мире. Природа (П) тесно связана с предшествующими двумя категориями.

П. имеет два значения:

1. все существующее, материя и ее многообразные формы. В это понятие входит человек, общество, духовный и внутренний мир человека.

2. (в узком смысле) совокупность естественных и искусственных условий, в которых проходит жизнь человека и общества – геобиоциноз.

Выделяют первичную и вторичную природу.

Первичная П. – то, что существовало и существует до и независимо от сознания человека, объективная реальность, без которой невозможно существование человека, его жизнедеятельности.

Вторичная П. – создана умом и руками человека по подобию первичной природы. Создается через процесс труда. Представляет единство как природного так и духовного начала.

Понятии П. включает как неживые так и живые элементы. Разграничение между живой и неживой П. является своеобразным мерилом философских знаний. В истории познания одни говорили, что мир полностью одушевлен (пантеизм – полное одушевление), другие – мир представляет собой сложное образование и существуют две формы: живая и неживая, между которыми существует относительная граница.

На определенном этапе развития природы возникло системное образование – общество. Природа как система старше системы Общество. История природы насчитывает миллиарды лет. А история человека – миллионы. Между Природой и Человеком разница – миллиарды. Между Обществом и Человеком – тысячелетия.

Природа представляет собой условия жизни человека и общества – определенное сочетание воздуха, вода, питание. Уникальными качествами земной среды являются: строение солнечной системы, расстояние Земли от Солнца, умеренные размеры Земли. В естественнонаучном понимании Природа состоит из определенных сфер: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

В условиях выделения качеств жизни рассматривается два подхода:

1. уникальность природных качеств жизни (существует точка зрения, что эти качества могут быть реализованы только на планете Земля)

2. универсальность (эти условия могут быть и на других планетах. Этот подход основывается на бесконечности и неисчерпаемости материи и бытия, позволяет допускать существование разумной жизни на других планетах).

Процесс эволюции природы породил человека, а затем и общество. Дарвин в теории «Естественный отбор» описал и доказал эволюцию биологического мира до появления человека. Морган описал становление человека и общества как социального аспекта развития. Энгельс вскрыл причину, по которой происходит этот процесс развития. Причина – труд человека, как целенаправленная деятельность. Труд – основа процесса формирования человека и общественных отношений.

Понятие общества моложе понятия природы. Общество и человек – суть порождения природы. Они возникают и развиваются в природе. Общество и природа – не только противоположные, но и тесно связанные понятия. В конце 20 в. Возникло понятие природа-общество.

Общество, человек взаимодействуют не со всей природой в целом, но непосредственно только с определенной частью. В процессе развития человека эта часть природы постоянно расширяется. С появлением человека. Общества природа вступила в новый этап своего развития, стала испытывать антропологическое влияние – влияние человеческой деятельности, ее результата.

Выделяют следующие исторические этапы взаимодействия человека и природы:

1. этап первоначального отношения человека и природы (палеолит, неолит, первобытное общество). Природа сильно воздействовала на человека: климат, природные стихии. Поэтому человек сильно зависел от природы.

2. человек постепенно «отвоевывает» у природы приоритет (16-19 в.) Могущество человека возрастает, а природы уменьшается. Это период машинных революций.

3. НТР. Период взрывоопасного влияния человека на природу. Планетарный масштаб связан с выходом человека в ближайший космос.

В истории развития природы и общества особое место отводилось понятию «географическая среда». Земное, природное окружение общества получило название геогр. среда или геосреда. Геосреда – то пространство, в котором зародилось человечество, развивалось и взаимодействовало с природой. Ее роль оценивалась неоднозначно. Одни ученые отрицали влияние геосреды на общество. Другие считали ее основной причиной развития общества.

Термин биосфера был введен фр. ученым Ламарком. Существует несколько определений биосферы:

1. совокупность всех организмов2. оболочка Земли, включающая живые организмы и среду их обитания.3 результат исторического взаимодействия живого и неживого.

Уровни биосферы: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биогеоценотический.

Понятие ноосферы было введено Шарлем Леруа. Вернадский и Шарден использовали его в своих философских концепциях. Шарден видел под ноосферой коллективный разум, сознание, которое будет управлять развитием самой биосферы. Вернадский считал, что ноосфера – новый этап в развитии природы и биосферы, который является определенным гармоническим сочетанием во взаимодействии природы и общества.

33.Основные исторические формы диалектики:

Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики).

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)

В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

Диалектике до некоторой степени противостоят метафизика и эклектика. Противоположностью диалектике является догматизм (вследствие отвержения антитезиса).

фику предмета воспроизводит картину мира. Но на каждом конкретном этапе развития общества знания о мире ограниченные. Поэтому разрабатывать общую концепцию мира можно лишь с помощью приемов экстраполяции, идеализации, мнимого эксперимента. Экстраполяция (от лат. extra — над, поза и polio -виправляю, изменяю) - распространение выводов, сделанных об одной части какого-либо явления, на другую. Экстраполяции опираются на индукцию, дедукцию и другие методы и средства мышления. Сформулировано положение: природа в земных условиях находится в развитии. На основании экстраполяции виводимо: мир развивается.

Путем умственного эксперимента философ конструирует какую-либо идеальную модель, используя прием идеализации, например, модель мир в целом, модель вещь - свойство ~ отношения отношения но др. Потом в мышлении эксперимент с данными идеальными объектами устанавливает разные связки с другими идеальными моделями и выводит соответствующие последствия. Важным средством философского познания становится герменевтична интерпретация: раскрытие содержания разных текстов, их внутреннего содержания. Через текст оказывается цель, замысел автора, его духовный мир, миропонимание, социокультурный фон его деятельности. В творческом процессе философов важное место занимает интуиция. Под интуицией понимают способность прямым виденьям, познаниям, достичь истины. Созерцательное познание истины позволяет не удаваться в определении истины к обоснованию, доведению. История философии богата на факты, связанные с интеллектуальной интуицией. Да, в философской системе Георг Гегель совмещал непосредственное (интуитивное) и опосредствованное знание. Интуиция понималась Анри Бергсоном как инстинкт, который определяет формы поведения организма непосредственно, без предыдущей учебы. Для формирования интуитивного решения необходимое высокое профессиональное знание событий, явлений, наличие проблемы, активный поиск решения проблемы, аналогия. Философы Рене Де-карт, Давид Юм, Френсис Бекон и другие считали, что значительную роль в философском творчестве играет сомнение, думали, что философствовать - это сомневаться. Сомнение способно отмежевать размышления философа от догматизма.

Основными средствами философского познания являются средства логики, интеллектуальной интуиции, герменевтичної интерпретации, экстраполяции, умственный эксперимент, сомнение, но др. Центральное место среди средств философского познания принадлежит логическим, то есть умозрительным средствам. Но это не значит, что философия не имеет своей, по аналогии с наукой, эмпирической базы. Все многообразие реального мира - естественного и общественного - служит основой для разработки философского, логического уровня освоения мира. Философ имеет возможность наблюдать, сравнивать, обобщать мир явлений, которые интересуют, изучать эмпирические и теоретические приобретения естественных и общественных наук. Философия, как учение об общем, розсуває пределы виденья вещей, процессов, событий, явлений, дает возможность взглянуть на вещь бытия из высоты общего, понять и определить ее место в системе общего. Философия воплощает определенный способ, логику мышления, направленную на глубже и более полное понимание предметов и явлений, выяснения коренных причин их существования и развития. Именно в разных видах духовной жизни общества - литературе, театре, живописи но др., для которых характерный философский подход, высоко ценятся произведения, которые отображают главные принципы бытия людей, их мораль, суть характеров, мотивов их действий, и считаются признаком таланта, следовательно, для которых характерный философский подход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: