Казус 6

ОТКАЗ МАТЕРИ ОТ АБОРТА С ЦЕЛЬЮ УДАЛЕНИЯ БОЛЬНОГО ЗАРОДЫША

Молодая женщина. Первая беременность. Отношения между супру­гами устойчивые. Анализ околоплодной жидкости с точностью до 60% показывает на врожденное рас-щепление позвоночника. Беременная отказывается от аборта.

1. Международное право

Ни одно медицинское действие не может быть выполнено без осознанного и добровольного согласия пациента, в особенности, если в нем нет никакой срочности и от него не зависит жизнь самого пациента. См. решение Комиссии по правам человека в деле X. против Соединенно­го Королевства (заявление № 8426(79): женщина является главным заин­тересованным лицом в продолжении или прерывании беременности и окончательное решение принадлежит ей.

2. Российское nраво

В ст. 56 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено:

«1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

3. Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая - седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности.

4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности.

5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.

6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

3. Этика

Без согласия матери врач не может делать аборт, даже если считает, что эта опера-ция отвечает интересам матери и будущего ребенка, у кото­рого будут серьезные аномалии (ВМА, Лиссабон, 1981). При наличии согласия вопрос об аборте в связи с отмеченными ано­малиями решается не ВМА, а на основании правовых норм и личных убеж­дений.

В Медико-социальной хартии РФ отмечено: «Мы – врачи – исходим из того и при-знаем, что:

- здоровье населения и медико-демографические процессы (рождаемость, физическое развитие, заболеваемость, инвалид­ность, средняя продолжительность жизни, смертность) зависят от социального и экономического уровня развития общества, от проводимой политики государства по охране здоровья населе­ния, от уровня развития здравоохранения».

4. Религиозная мораль

а. Православная. В пункте XII.2. Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Широкое распространение и оправдание абортов в современ­ном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему че­ловечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценно­сти человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угро­зу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых чело-веческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоя­тельствах не может дать благословение на производство абор­та. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призы­вает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимий с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике реко­мендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая бере­менность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхари­стического общения с Церковью, но это общение обусловливает­ся исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследст­вие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите ма­теринства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согла­сия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. Х.З). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских ра­ботников на отказ от совершения аборта по соображениям со­вести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридиче­ская ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответствен­ность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления хри­стианской совести.

б. Католическая. Католическая мораль не приемлет в принципе ссылки на евгенику для оправдания аборта. В рассматриваемом случае лечение расщепленного позвоночника с помощью хирургического вмешательства возможно после рождения ребенка, и, таким образом, аборт становится неоправданным. Следовательно, отказ от аборта является пра-вильным с моральной точки зрения.

в. Протестантская. Следует во всех случаях уважать решение матери или, если это воз-можно, супругов.

г. Иудейская. Иудаизм рассматривает искусственное прерывание беременности как про-тивоестественное и утверждает, что аборт и нежелание иметь детей противоречат самой истории и мессианскому предназначению еврейского народа. Бесспорно, что если пред-стоящее рождение ста­новится навязчивой идеей страха и может серьезно отразиться на физи­ческом здоровье матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание.

д. Мусульманская. В предисловии отмечалось, что о зародыше как о человеческой личности можно говорить на сотый день беременности. В случае, если у зародыша обнаруживают какие-то аномалии, возможно до­бровольное прерывание беременности. В рас-сматриваемом случае анализ околоплодной жидкости указывает на вероятное врожденное расщепле­ние позвоночника.

В этом случае допускается прерывание беременности, если имеется добровольное и осознанное согласие обоих супругов. Достижения современной биологии позволяют об-наруживать указанную аномалию на более ранней стадии, что уменьшает опасность для жизни матери.

е. Буддийская. С точки зрения буддизма убить означает совершить самый страшный от-рицательный поступок (поступок может расцениваться как положительный или отрица-тельный в зависимости от того, причиняет он или нет страдания тому, кто его совершил, или другим людям). При этом руководствуются следующими критериями:

- мотивация: мотивация, вызванная состраданием, в значительной степени сглажи-вает последствия поступков (за которыми следует наказа­ние);

- сам поступок, в зависимости от того, вредит он или нет, прямо или косвенно, дру-гому лицу;

- объект действия: например, убить животное менее предосудительно, чем убить че-ловека;

- совершение поступка и чувство удовлетворения после его совершения (как, например, в случае, когда в основе поступка лежит ненависть).

В данном случае не следует ни при каких обстоятельствах совершать действие во-преки или без согласия матери, которая руководствуется точкой зрения буддизма на рас-сматриваемую проблему.

Казус 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: