Содержание модульной программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

CОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ЛИТЕРАТУРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса: дать магистрантам базовые знания об основных школах, концепциях и направлениях в литературно-теоретической мысли XX века.

Задачи курса: упорядочить полученные обучающимися в процессе изучения других теоретико-литературных дисциплин сведения о преемственности или полемической соотнесенности трудов крупнейших теоретиков литературы XX века; помочь обучающимся усвоить философско-методологические основания подходов каждой из научных школ XX века к определению задач, структуры и функций художественной литературы.

Результаты освоения курса: слушатели должны иметь отчетливое представление о последовательности возникновения и смены, о главных представителях научных школ в области литературоведения в XX веке, их основных трудах; о возможностях практического применения теоретических знаний для анализа текста и концептуализации историко-литературного процесса; понимать возможности сочетания разных методологических подходов к одному произведению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п ТЕМА Аудиторные занятия СРС итог
Лекции Практ. зан. лабора.работа
  Основные этапы в развитии науки о литературе          
  Литературные направления и стили в историческом освещении          
  Проблемы психологизма и психоанализа в современной литературной науке.          
  Социологическая и формальная школы в ХХ и на рубеже ХХ1 века          
  Научное наследие М. Бахтина и Ю. Лотмана и современность          
  Постструктурализм и постмодернизм в западном литературоведении.          
  Рецептивная эстетика и рецептивная критика          
  Новые тенденции в русском литературоведении конца ХХ века          
  Итого         экз

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Основные этапы в развитии науки о литературе

1. Развитие научной мысли в Античности. Европейская наука 18-19 веков (Кант, Шеллинг, Гегель).

2. История изучения литературы в России (Белинский, Чернышевский, Пыпин, Веселовский, Потебня).

3. Зарубежное литературоведение ХХ века. Новые тенденции в отечественной литературной науке (Ю.Лотман, М. Бахтин, И. Тюпа, Н. Лейдерман).

Модуль 2. Литературные направления и стили в историческом освещении

Барокко, классицизм, сентиментализм (предроментизм), романтизм, реализм, неореализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм), соцреализм, постмодернизм, постреализм, неосентиментализм.

Модуль 3. Проблемы психологизма и психоанализа в литературной науке.

  1. Понятия «психологизма» и «психологического анализа». Психоаналитический подход к литературе: работы Фрейда, Юнга, Фромма.
  2. Эволюция психологизма в ХХ веке. Внесубъектные формы психологизма в прозе конца ХХ века. Психоаналитический подход к литературе: структурный психоанализ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: