РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
CОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЛИТЕРАТУРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса: дать магистрантам базовые знания об основных школах, концепциях и направлениях в литературно-теоретической мысли XX века.
Задачи курса: упорядочить полученные обучающимися в процессе изучения других теоретико-литературных дисциплин сведения о преемственности или полемической соотнесенности трудов крупнейших теоретиков литературы XX века; помочь обучающимся усвоить философско-методологические основания подходов каждой из научных школ XX века к определению задач, структуры и функций художественной литературы.
Результаты освоения курса: слушатели должны иметь отчетливое представление о последовательности возникновения и смены, о главных представителях научных школ в области литературоведения в XX веке, их основных трудах; о возможностях практического применения теоретических знаний для анализа текста и концептуализации историко-литературного процесса; понимать возможности сочетания разных методологических подходов к одному произведению.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | ТЕМА | Аудиторные занятия | СРС | итог | ||
Лекции | Практ. зан. | лабора.работа | ||||
Основные этапы в развитии науки о литературе | ||||||
Литературные направления и стили в историческом освещении | ||||||
Проблемы психологизма и психоанализа в современной литературной науке. | ||||||
Социологическая и формальная школы в ХХ и на рубеже ХХ1 века | ||||||
Научное наследие М. Бахтина и Ю. Лотмана и современность | ||||||
Постструктурализм и постмодернизм в западном литературоведении. | ||||||
Рецептивная эстетика и рецептивная критика | ||||||
Новые тенденции в русском литературоведении конца ХХ века | ||||||
Итого | экз |
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. Основные этапы в развитии науки о литературе
1. Развитие научной мысли в Античности. Европейская наука 18-19 веков (Кант, Шеллинг, Гегель).
2. История изучения литературы в России (Белинский, Чернышевский, Пыпин, Веселовский, Потебня).
3. Зарубежное литературоведение ХХ века. Новые тенденции в отечественной литературной науке (Ю.Лотман, М. Бахтин, И. Тюпа, Н. Лейдерман).
Модуль 2. Литературные направления и стили в историческом освещении
Барокко, классицизм, сентиментализм (предроментизм), романтизм, реализм, неореализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм), соцреализм, постмодернизм, постреализм, неосентиментализм.
|
|
Модуль 3. Проблемы психологизма и психоанализа в литературной науке.
- Понятия «психологизма» и «психологического анализа». Психоаналитический подход к литературе: работы Фрейда, Юнга, Фромма.
- Эволюция психологизма в ХХ веке. Внесубъектные формы психологизма в прозе конца ХХ века. Психоаналитический подход к литературе: структурный психоанализ.