Формализм как отправная точка современной науки. Его сосредоточенность в рамках второго определения литературности.
Направления полемики формальной школы: культурно-историческая школа, историческая поэтика, работы А.А.Потебни. Формалисты о миметических теориях («мышлении образами») и рождение тезиса о «затрудненной форме».
Связь формализма с футуризмом. «Самовитое слово» Хлебникова и ранние работы Якобсона. «Слово-вещь» в трактовке футуристов и формалистов.
Идея «остранения» Шкловского как воплощение тезиса об автотеличности искусства. Остранение слова и остранение вещи. Современная критика понятия «остранение» и идеи автотеличности литературы. Сходство подхода формалистов с теориями европейского авангарда.
Понятие «поэтического языка» как применение концепции остранения к поэзии. Отличительные особенности поэтического языка в трактовке Л.Н.Якубинского, О.М.Брика, В.М.Жирмунского, Ю.Н.Тынянова и др. «Поэтический язык» и задачи практического стиховедения.
|
|
Попытки перенесения принципов исследования поэтического языка в теорию прозы. Работы Б.М.Эйхенбаума, В.Б.Шкловского. Остранение предмета и причинно-следственных связей в трактовке сюжета и фабулы.
Развитие органической модели художественного текста в работах Б.И.Ярхо, В.М.Жирмунского, А.П.Скафтымова, В.Я.Проппа, М.А.Петровского. Проблемы телеологии приема, единства и гетерогенности текста, «морфологии» жанра. Сходство этого подхода с концепциями англо-американской Новой критики.
Системно-функциональный метод Ю.Н.Тынянова и его сходство с поисками современной ему западной гуманитарной мысли. Тынянов и теория Соссюра. Понятия доминанты, автофункции и синфункции, конструктивного принципа и др. Системность литературы на микро- и макроуровнях. Теория литературной эволюции. Ее трактовка в структурализме.
Научное творчество Тынянова как этап на пути к структурализму.
Англо-американская «Новая критика» и русский формализм: независимость развития и сходство доктрин. Теория поэзии как способа расширения индивидуальной чувствительности Айвора Ричардса и теория остранения Шкловского. Техника «медленного чтения». Семь типов двусмысленности у Уильяма Эмпсона. Теория «структуры» и «фактуры» у Дж. Кроу Рэнсома. Подобие художественного текста и иконического знака у У. Уимсатта и Ю. Н. Тынянова. Текстуальная замкнутость «Новой критики». Попытки выхода за пределы формальной теории в 1950-1960-е годы.
Психопоэтика как альтернатива «формальным» теориям. Независимость ее рождения и относительная независимость развития от господства формализма — структурализма — постструктурализма. Экспрессивный и аффективный характер этой теории.
|
|
Из истории психологических суждений об искусстве. Платон о роли поэзии в государстве, Аристотель о катарсисе, романтики о вдохновении и т.д. Неизбежность психологических предпосылок для любой поэтики.
Из предыстории психоаналитической поэтики. Вопрос о бессознательном и его познаваемости. Открытие Фрейда. «Динамическая», «экономическая» и «топографическая» модели бессознательного. Теория художественного творчества Фрейда («Поэт и фантазия»). Слабость психоанализа в трактовке художественной формы как «заманивающей премии», «предварительного наслаждения». Критика Юнга, Выготского, Бахтина. Теория интерпретации Фрейда («Толкование сновидений») и ее распространение на художественные тексты. Тропологическая природа конденсации и смещения.
Ранний этап фрейдистского литературоведения. Тезис о стадиальном развитии ребенка. Эдипов комплекс и трактовка Фрейдом «Гамлета», «Царя Эдипа». Статья «Достоевский и отцеубийство». Работы учеников Фрейда (Э. Джонс о «Гамлете», М. Бонапарт об Э. По и др.) Причины дурной репутации психоаналитической поэтики первого периода. Критика М.М. Бахтина, Л. С. Выготского и др. Переосмысление ранних фрейдовских работ в современной психопоэтике (X. Блум, И. П. Смирнов и др.). Эгопсихология (с 1923 г.). Усложнение Фрейдом понятия бессознательного. Эго - оно - суперэго. Работы Фрейда о шутке и остроте.
Переход от психобиографических задач к психологии восприятия. Работы психоаналитиков второго периода (С. Лессер, Н. Холланд). Функции литературы — в защите эго от запрещенных импульсов. Спор с Новой критикой об источниках отождествления читателя с героями. Психология личности (с 1939). Выход за пределы понятии «эго», обращение к понятию личности в широком значении слова. Изучение межперсональных отношений. Отражение литературой «отношений протеста». Некоторые проблемы современной психопоэтики. Идея психологики И. П. Смирнова. Логическое переосмысление фрейдовских категорий.
Структурный психоанализ Ж.Лакана. «Стадия зеркала» и ее роль в формировании «Идеал-Я». Воображаемое как возможность раскрытия соответствий и гомологий. Амбивалентность Воображаемого. Воображаемое в литературе и кинематографе. Травматическое вхождение в язык. «Желание матери» и «Закон отца». Символическое как возможность раскрытия различий. Переосмысление Лаканом соссюровской теории знака: «скользящее означающее». Понятие гендера. Символический порядок. «Бессознательное структурировано как язык». Семинар Лакана по новелле Э.По «Похищенное письмо».
Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции «я» // Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997. С.7–14.
Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда // Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997. С. 54–87.
Кристева Ю. Ребенок с невысказанным смыслом // Интенциональность и текстуальность. Томск, 1998.
Мифопоэтика. Историческая поэтика о генетической связи «миф — фольклор — литература». Значение мифа в происхождении эпоса и драмы. Сказка и героический эпос как формы сохранения и преодоления мифологии. От архаического эпоса к классическому, от волшебной сказки к новеллистической. Мифологическая основа античной литературы. Отдаленная связь с мифом в средневековой литературе (рыцарский роман). Эстетизация мифологии н литературе Нового времени и изменение задач мифопоэтики. «Вечные образы» как новое мифотворчество. Процессы демифологизации. Неомифологизм в романтизме и символизме. Мифология как инструмент структурирования художественных текстов в литературе XX в. (Джойс, Т. Манн). Необходимость типологического подхода.
|
|
Основания типологического подхода в мифопоэтике: 1) тезис об имманентности мифа творческому сознанию; 2) миф как стимул, эвристический и структурный принцип для автора и читателя.
Антропологический (ритуально-мифологический) подход. Тезис Кэмбриджской школы об универсальности мифа и ритуала и их фундаментальном сходстве. Повторение изначальных мифологических образов в литературе по Дж. Фрэзеру (умирающий и воскресающий бог, козел отпущения, мать-богиня и др.). Новизна мифопоэтического подхода: поиск значений, которые не могли быть приписаны тексту ни авторами, ни первыми читателями. Преувеличение первых мифокритиков (Г.Мюррей о «Гамлете» и т.п.).
Преобразование мифопоэтики в структурных исследованиях. Объяснение сходства мифов отдаленных культур не единством человеческого мышления (Дж. Фрэзер), а внутренними структурными образцами (К.Леви-Стросс). Системность мифологии в представлении структуралистов и изменение подхода к художественному тексту. Сосредоточение исследований на ряде авторов, ориентированных на миф (Элиот, Джойс, Лоуренс и др.).
Психоаналитический подход в мифопоэтике. Точка зрения Юнга: бессознательное как общая для всех людей символическая структура. Понятие архетипа как потенциальной способности психики выражать себя в определенных архаических формах. Различие архетипа и архетипического образа. Осторожность Юнга в применении архетипических моделей к литературе.
Расширение архетипического подхода последователями Юнга. Архетипические темы, ситуации, герои и т.д. Прослеживание определенного мотива от мифа до современной литературы (М. Бодкин).
Мифопоэтическая модель литературы Н. Фрая. Четыре родовых сюжета, структурно эквивалентных календарному циклу.
Активизация мифопоэтики в современной зарубежной русистике. Мифопоэтика и интертекстуальность.
Разнообразие трактовок понятия «структура». Понятие структуры как автономного целого внутренних зависимостей, не сводимого к сумме своих элементов (Л. Ельмслев). «Элемент» и «функция».
|
|
Структурализм в антропологии, психологии, психоанализе. Модель человеческого сознания в трактовке К.Леви-Стросса и Р.Якобсона. Роль структур в рождении общества по Леви-Строссу. Понятие семиотики и его соотношение со структурализмом.
Лингвистические корни структурализма. Фонология Н.Трубецкого, глоссематика Л. Ельмслева, порождающая грамматика Н.Хомского, теория уровней лингвистического анализа Э.Бенвениста и др. Общий исток структуралистских концепций: теория Ф. де Соссюра. Разделение Ф. до Соссюром речи — речевой деятельности — языка. Язык как система единиц и правил их сочетания. Метод лингвистики: сегментация текста и выделение языковых единиц. Реляционная природа языка. Тезис об условности языкового знака и его важность для структурализма и деконструктивизма.
Два возможных подхода к художественному тексту с точки зрения структурной поэтики: интерпретация и структурный анализ. Задачи анализа: выявление абстрактной структуры, текстопорождающих законов, стоящих за художественным текстом. Противопоставление этого подхода исследованию внелитературных закономерностей. Сходство постановки вопроса с формулировкой Соссюром задач лингвистики. Описание повествовательной структуры по аналогии с грамматическими структурами (Р. Барт, A. Греймас, Ц. Тодоров и др.).
Теория коммуникации Р.О.Якобсона. Шесть функций языка. «Поэтическая функция» как направленность на само сообщение, сосредоточение внимания на сообщении ради него самого. Парадигматика и синтагматика. Понятие селекции и комбинации. Поэтическая функция как проекция принципа эквивалентности с оси селекции на ось комбинации. Толкования этой формулы Якобсоном и их связь с формалистским пониманием автотеличности художественного текста. Следствия подобного понимания: «ощутимость» формы художественного текста, «непрозрачность» его языка. Понимание Р. О. Якобсоном поэтики как части лингвистики. Противоречия этого подхода.
Уровневая модель художественного текста и ее варианты (Р.Барт, Ц.Тодоров, Ю. М. Лотман и др.). Порождающие модели художественного текста (М. Риффатер, "поэтика выразительности").
Специфика тартуско-московского структурализма. Взгляд на литературу как на вторичную моделирующую систему (Ю. М. Лотман). Тезис о зависимости информативности текста от его структурированности. Культура как текст. Порождающие механизмы культуры: проекция континуального на дискретное. «Литературоцентричность» подобного подхода. Выходы Лотмана за пределы структурализма: поэтика бытового поведения, «культура и взрыв».
Литература:
Барт Р. От произведения к тексту //Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С.413–423.
Барт Р. Удовольствие от текста //Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С. 462–518.
Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000. С. 427–457.
Место аффективных теорий в научной парадигме ХХ века. Постепенный сдвиг интереса от текста к читателю. Тезис Новой критики об "аффективной ошибке". Попытки введения категории читателя в рамках формальных теорий ("мнимый читатель", "подразумеваемый читатель"). Структуралистская презумпция идеального читателя и ее критика М.Риффатером. Понятие “компетентного читателя”. Вопрос о первых читателях текста (прижизненной критике) в теории и истории литературы. “Мнимый читатель” и “читатель в тексте” как структурные параллели фигуры нарратора. Текстовые маркеры обращения к читателю.
Вопрос о читателе в рамках феноменологического подхода. Женевская школа о "вживании", "погружении" в текст. Е.Д.Хирш об авторских значениях и читательских значимостях. Игнорирование языковой стороны текста в подобных подходах.
Немецкая рецептивная эстетика. Задачи истории литературы в трактовке Х.Р.Яусса. Теория чтения Вольфганга Изера и ее основные понятия (конкретизация, пробелы, неопределенности, горизонт ожидания и др.). Активная роль читателя у Изера.
Постструктуралистские теории чтения. "Текст-чтение" и "удовольствие от чтения" Р.Барта. "Интерпретативные сообщества" и субъективный статус текста у С.Фиша. Путь рецептивистики к кондициональной поэтике.
1 Констанская школа. Х.Р.Яусс «История литературы как провокация литературоведения»: читатель как главный фактор литературного процесса. «Горизонт ожидания читателя» и «горизонт ожидания текста», варианты их взаимодействия. Теория Яусса как наиболее убедительный опыт взаимодействия эстетического и социального рядов.
8.5.1 Возможность изучения потока рецепции: от «Евгения Онегина» к «Бесам».
8.5.2 Критик как репрезентативный читатель.
8.5.3 Историко-функциональные исследования в российском литературоведении.
Литература:
Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения // НЛО, №12, 1995. С.34–85.
Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория. Антология. М., 2004 С. 201–224.