I Экономика и ее роль в жизни общества
Глава 1
НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ
Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н. э. Тогда оно обозначало учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага.
За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну.
Сейчас экономикой мы называем прежде всего хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира.
В то же время слово «экономика» обозначает науку, которая изучает такую деятельность.
Учебный курс «Основы экономики» излагает экономическую теорию в единстве и соответствии с практической хозяйственной деятельностью.
Главная роль хозяйственной деятельности
Почему люди ведут хозяйство
Изучать экономику мы начнем с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло?
|
|
Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до40 лет).
Выход из этого тупикового положения был найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру.
100 веков назад люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимыми жизненными благами.
Чтобы лучше понять, что такое экономика, важно уяснить: почему человек занимается хозяйственной деятельностью?
В чем человек экономически заинтересован
Экономика вызывает неподдельный интерес у людей. От нее каждый ждет решения задач, от которых зависит его жизнь и благополучие.
Главное назначение экономики – обеспечение жизнедеятельности и
повышение благосостояния людей.
Несомненно, что такая цель экономического развития затрагивает жизненные интересы всех студентов. Вряд ли кого из молодых людей оставят равнодушными такие, например, вопросы: будет ли заканчивающий среднее специальное учебное заведение иметь достаточные материальные условия для продолжения учебы в высшем учебном заведении?
Куда пойти работать после окончания колледжа, техникума? Какую заработную плату он будет получать?
|
|
В условиях рынка у людей возникает масса вопросов: изменятся ли государственные денежные выплаты студентам, пенсионерам и малообеспеченным людям? Почему растут цены на продовольствие и другие товары и будут ли возмещаться потери населения от повышения цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет?
Изучение экономики дает ответы и на важнейшие вопросы, встающие перед обществом в целом: как можно успешно развивать отечественное производство товаров для народа? Что нужно сделать, чтобы обезопасить людей от загрязнения воздуха, воды, земли? Является ли острой в нашей стране проблема роста населения?
Экономический интерес – жизненно важная причина, которая
побуждает людей заниматься хозяйственной деятельностью и получать средства для всестороннего развития.