В период наивысшей фазы экстенсивного технологического развития функционально-планировочная структура городов формировалась в большей степени из элементов, занимающих наибольшие размеры территорий – производственных, жилых, общественных. Градостроительная структура, как правило, составляла совокупности функциональных территорий, объединенных коммуникационными системами различных типов. В историческом контексте качество коммуникаций всегда отставало от реальной потребности в них.
В советский период градостроительство являлось государственной стратегией освоения территорий, обеспеченной планируемым и регулируемым финансированием всех структурных элементов.
- преимущество в разработке генеральных планов отдавалось промышленным городам
- проектные решения генеральных планов основывались на четких и определенных параметрах будущего населенного пункта, в которых регламентировались типы и количество промышленных предприятий и соответственно этому рассчитывались количество населения и другие элементы градостроительной системы: транспортная и социальная инфраструктура, размеры и состав жилой, коммунальной, рекреационной и других территорий.
|
|
- плановая экономика позволяла регулировать насыщенность инфраструктурной системы в соответствии с перспективными планами развития населенных мест и генеральными планами городов
- действующая правовая и нормативная база регулировали процесс градостроительства почти оптимально.
- транспортная инфраструктура в этой ситуации была предсказуема по напряженности по всем видам транспорта.
В результате развитие крупных и крупнейших промышленных районов и узлов считалось оптимальной градостроительной системой, позволяющей в режиме плановой экономики удерживать стабильность градостроительных систем
- для промышленных предприятий выделялись наиболее качественные площадки: рельеф, характеристики грунтов и оснований, преобладающие направления ветров, минимальный растительный покров.
- снос индивидуальных жилых домов, оказавшихся в перспективной зоне развития промышленного или многоэтажного жилищного строительства, являлся формализованной процедурой, обеспеченной законом, защищающим права граждан на жилище.
Переход страны на принципы рыночной экономики
- В товарно-экономические отношения введена земля, в связи с чем, принципы проектирования градостроительных систем должны это учитывать в качестве основного фактора.
- Для промышленных предприятий возникли новые условия, в соответствии с которыми изменились и экономические стимулы и ограничения.
|
|
- Стоимость земельных участков, налог на земельные участки стимулировали переоценку собственниками предприятий основных градостроительных показателей – плотность застройки, санитарно-защитные зоны, функциональность, вид транспортной составляющей.
- Промышленные узлы начали дифференцироваться по виду производства, меняется насыщенность транспортных коммуникаций, вследствие чего сложившаяся градостроительная система подверглась неконтролируемой деформации в плане функционального зонирования, транспортного каркаса, санитарных нормативов, людских потоков.
Переход на подземное организованное канализование стоков в 18 веке привел к расширению улиц и введению понятия «коммуникационный коридор», появление электричества и телефонии в проводной схеме воздушного исполнения в 19 веке привело к появлению технических защитных и санитарных зон, появление общественного бензинового и электрического транспорта привело к созданию городских улиц специального назначения, по которым происходило массовое перемещение жителей городов в определенные периоды времени суток (суточная трудовая миграция).
Все эти достижения прогресса направлены на быстродействие города как системы.