Особенности современной нормативной и правовой базы в применении к регулированию промышленной застройки в градостроительстве

В советский период развития экономики преимущество в разработке генеральных планов отдавалось промышленным городам, где в соответствии с планами экономического развития страны размещались различные типы промышленности, наиболее оптимально отвечающие особенностям территории. Регламентировались типы и количество промышленных предприятий и соответственно этому рассчитывались количество населения и другие элементы градостроительной системы: транспортная и социальная инфраструктура, размеры и состав жилой, коммунальной, рекреационной и других территорий. Для промышленных предприятий выделялись наиболее качественные по всем основным факторам площадки: рельеф, характеристики грунтов и оснований, преобладающие направления ветров, минимальный растительный покров. Снос индивидуальных жилых домов, оказавшихся в перспективной зоне развития промышленного или многоэтажного жилищного строительства, являлся формализованной процедурой, обеспеченной законом, защищающим права граждан на жилище.

Переход страны на принципы рыночной экономики спровоцировал развитие принципиальных изменений в основах градостроительства. Для промышленных предприятий возникли новые условия, в соответствии с которыми изменились и экономические стимулы и ограничения. Стоимость земельных участков, налог на земельные участки стимулировали переоценку собственниками предприятий основных градостроительных показателей – плотность застройки, санитарно-защитные зоны, функциональность, вид транспортной составляющей. Промышленные узлы начали дифференцироваться по виду производства, на промышленные территории проникают непроизводственные функции, меняется насыщенность транспортных коммуникаций, вследствие чего сложившаяся градостроительная система подверглась неконтролируемой деформации в плане функционального зонирования, транспортного каркаса, санитарных нормативов, людских потоков.

При изменении промышленности (новые технология, модернизация, перепрофилирование) нормативная база меняется.

Необходим пересмотр сан. защитных зон, определение условий переноса промышленных предприятий за пределы населенных пунктов, новые технологии и методы утилизации отходов (как в Зап. Европе, Токио).

Конференция: новый подход к расчету оценки влияния промышленных предприятий с целью уменьшения санитарно защитных зон.

13. Факторы формирования городских промышленных районов при плановой и рыночной экономиках.

В советский период развития экономики градостроительство являлось государственной стратегией освоения территорий, обеспеченной планируемым и регулируемым финансированием всех структурных элементов, начиная с районной планировки территории Советского Союза и заканчивая районной планировкой территорий областного уровня, генеральными планами городов, поселков и деревень.

Проектные решения генеральных планов основывались на четких и определенных параметрах будущего населенного пункта, в которых регламентировались типы и количество промышленных предприятий и соответственно этому рассчитывались количество населения и другие элементы градостроительной системы: транспортная и социальная инфраструктура, размеры и состав жилой, коммунальной, рекреационной и других территорий. Ориентирами в этих расчетах и проектах были общественный транспорт и пешеходные связи между местами приложения труда и местом проживания населения.

Плановая экономика позволяла регулировать насыщенность инфраструктурной системы в соответствии с перспективными планами развития населенных мест и генеральными планами городов, этот вопрос решался системно и постепенно. Действующая правовая и нормативная база регулировали процесс градостроительства почти оптимально. Транспортная инфраструктура в этой ситуации была предсказуема по напряженности по всем видам транспорта. Маятниковые миграции регулировались достаточно точно. В результате развитие крупных и крупнейших промышленных районов и узлов считалось оптимальной градостроительной системой, позволяющей в режиме плановой экономики удерживать стабильность градостроительных систем. Вопросы изъятия территорий как городских, так и пригородных, для расширения границ поселений не являлись определяющим правовым фактором, и генеральные планы разрабатывались в свободном от этой проблемы режиме. Для промышленных предприятий выделялись наиболее качественные по всем основным факторам площадки: рельеф, характеристики грунтов и оснований, преобладающие направления ветров, минимальный растительный покров. Снос индивидуальных жилых домов, оказавшихся в перспективной зоне развития промышленного или многоэтажного жилищного строительства, являлся формализованной процедурой, обеспеченной законом, защищающим права граждан на жилище.

Переход страны на принципы рыночной экономики:

- В товарно-экономические отношения введена земля,

- Для промышленных предприятий возникли новые условия (изменились и экономические стимулы и ограничения.)

Стоимость земельных участков, налог на земельные участки стимулировали переоценку собственниками предприятий основных градостроительных показателей – плотность застройки, санитарно-защитные зоны, функциональность, вид транспортной составляющей. Промышленные узлы начали дифференцироваться по виду производства, на промышленные территории проникают непроизводственные функции, меняется насыщенность транспортных коммуникаций, вследствие чего сложившаяся градостроительная система подверглась неконтролируемой деформации в плане функционального зонирования, транспортного каркаса, санитарных нормативов, людских потоков. Деловая активность населения, основанная на самостоятельности и потребностях рыночной экономики, спровоцировала импульсный рост напряженности в инфраструктурных транспортных коммуникациях за счет резкого увеличения количества личного автотранспорта (за 10 лет примерно в три-четыре раза), что не было учтено никакими градостроительными нормативами. Инженерные коммуникации городов также оказались не готовы принять возросшую нагрузку от всплеска многоэтажного жилищного строительства.

(Энергетическое насыщение городской системы в различных типах коммуникаций впрямую влияло и влияет на принципы и приемы организации городской планировочной структуры, и качество застройки.

Переход на подземное организованное канализование стоков в 18 веке привел к расширению улиц и введению понятия «коммуникационный коридор», появление электричества и телефонии в проводной схеме воздушного исполнения в 19 веке привело к появлению технических защитных и санитарных зон, появление общественного бензинового и электрического транспорта привело к созданию городских улиц специального назначения, по которым происходило массовое перемещение жителей городов в определенные периоды времени суток (суточная трудовая миграция).

Все эти достижения прогресса направлены на быстродействие города как системы. Насыщенность (энергоемкость) транспортных и людских потоков, движущихся в одной плоскости, достигала состояния переуплотнения и создания тормозящего эффекта в системе. В электрической теории этот эффект называется «предельная плотность тока»)

Проблема транспорта

При сравнении исторических функционально-планировочных структур российских промышленных городов в их развитии очевиден факт, что первичная, дифференцированная в пространстве, производственно-селитебная система имела более короткие функциональные связи «дом-работа», которые обслуживались без транспортных средств или общественным транспортом. Такой принцип сохранился в Советском Союзе при плановой разработке и реализации схем районных планировок, и это нашло отражение в СНиПе «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: