Целями освоения дисциплины «Гражданский процесс» является:
Цель дисциплины — усвоение норм гражданского процессуального права, изучение роли участников процесса, их процессуальных прав и обязанностей;
- ознакомление с основными принципами гражданского процесса при рассмотрении и разрешении гражданских дел в федеральных судах общей юрисдикции, у мировых судей;
-формирование представления у студентов о системе правоотношений, которые складываются при рассмотрении и разрешении гражданских дел;
- изучение положения сторон и третьих лиц в гражданском процессе, проблемы подведомственности и подсудности гражданских дел, усвоение основных институтов гражданского процессуального права, а именно представительство, общие правила доказывания, процессуальные сроки, обеспечение иска, судебные расходы, ответственность;
- анализ стадий гражданского процесса и основных постановлений суда;
- развитие навыков составления и использования процессуальных документов в профессиональной деятельности;
- изучение и анализ судебной практики для правильного применения норм гражданского процессуального законодательства;
- овладение понятийным аппаратом гражданского процессуального права;
-воспитание правовой культуры и развитие правосознания у студентов.
Задачи изучения дисциплины «Гражданский процесс» заключаются в:
-освоении основных категорий гражданского процесса;
-формировании правовой позиции по делу, исследовании правовых ситуаций с точки зрения различных субъектов, участвующих в судопроизводстве;
- совершенствовании у студентов навыков работы с научной литературой, конспектирования и реферирования;
- умении использования практических навыков составления процессуальных документов.
Законодательство становится более обширным и объемным, судебная власть обрела самостоятельный статус в системе разделения властей, повышается правовая культура граждан, проведена судебная реформа, тем самым гражданское процессуальное законодательство терпит многочисленные изменения. Всё это указывает на необходимость серьёзного и глубокого изучения студентами такой правовой дисциплины, как «Гражданский процесс», без знания которого они не смогут эффективно и результативно работать в современной системе общественных отношений, а также реализовать право на обращения в суд в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских процессуальных правоотношений.
Следовательно, предпочтение в обучении должно отдаваться выработке у студентов не только правовых взглядов о действующем гражданском процессуальном законодательстве, но знаний и представлений о принципах осуществления правосудия в РФ, о международных стандартах судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, о тенденциях развития гражданского процессуального права России в целом.
Особое внимание в курсе отводится вопросам предмета, метода, источникам и действиям принципов гражданского процессуального права, стадиям гражданского судопроизводства, субъектам гражданских процессуальных правоотношений, проблемам заочного производства, подведомственности и подсудности гражданских дел. Значительное место уделяется отдельным категориям дел в гражданском процессе (приказное, исковое, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое, производство по делам с участием иностранных лиц, третейское и исполнительное правоотношения). Особое внимание акцентируется на пересмотре судебных постановлений, не вступивших в законную силу и вступивших в законную силу.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов гражданского процесса;
- правовой статус субъектов гражданских процессуальных правоотношений
- систему гражданского процессуального законодательства;
- объекты гражданских процессуальных отношений;
Уметь:
- свободно оперировать понятиями и категориями в области гражданских процессуальных правоотношений;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними гражданские процессуальные правовые отношения;
-решать задачи по данной дисциплине, давать юридическую квалификацию практической ситуации;
-преломлять полученные теоретические знания в своей будущей профессиональной деятельности;
- ориентироваться в системе законодательства.