Революционные формы презентации плаката: Окна РОСТА, агитпоезда

Более многоцветная гамма и разнообразие сюжетов отличает плакаты и рисунки, которыми сопровождались выставленные в окнах Телеграфного агентства извещения о положении на фронтах Гражданской войны. Серия «Окна РОСТА» сформировала иной тип агитационно-художественной продукции: динамичной и информативной, как газета; сюжетной, как комиксы, красочной, как лубок, сатирической, как «народные картинки».

Первое агитационное «окно» открылось в пустовавшей витрине универмага на углу Петровки в Москве в сентябре 1919 г. Инициатором новой формы агитации и информации был художник М.М. Черемных, к которому сразу присоединился В.В. Маяковский. В период расцвета «Окон» коллектив художников и трафаретчиков насчитывал до ста человек. В 1919 г. основными художниками, делавшими рисунки для «окон», были М.М. Черемных и В.В. Маяковский. Позже в выпусках «изогазеты» участвовали И. Малютин, Д. Моор, А. Лавинский, А. Левин, А. Нюренберг, Д. Бедный, О. Брик.

В витрине помещалось обычно 10-12 картинок по 3-4 в ряд по одной тематике с кратким сатирическим текстом. Сначала листы изготавливались в одном экземпляре и размещались в витринах на Тверской, Сретенке, Кузнецком мосту. Затем их стали тиражировать, копируя при помощи трафаретов до 100-150 экземпляров. «Окна РОСТА» выходили в Москве, Петрограде, затем появились в Баку, Саратове, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону и даже на фронте.

Необходимость быстрого обновления и следования за телеграфной информацией, заставляла художников использовать готовые трафареты, что закрепляло канонические узнаваемые образы основных «героев» гражданского конфликта в России. «Окна» выходили с осени 1919 г. до 1921 г., охватывая весь период Гражданской войны. В статье «Грозный смех» 1930 г. В.В. Маяковский так определял смысл этой работы: «Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов». «Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат… это новая форма, выведенная непосредственно жизнью…» [19]

Техника изготовления «окон» была предельно проста, поскольку, по словам Маяковского, требовалась «телеграфная, пулеметная быстрота» выполнения. В Москве использовался трафарет с последующим заполнением краской. На московских рисунках, как правило, было 2-3 крупных фигуры со сплошной заливкой и максимально выразительным силуэтом. В Петрограде чаще применяли линогравюру, и рисунки были более жанровыми. Там работали художники В. Лебедев, В Козлинский, Л. Бродаты, выработался свой стиль, близкий к дореволюционному авангарду. Черно-желтая гамма с плоским абстрактным рисунком очень выразительна на плакате В. Лебедева 1921 г. «Работать надо, винтовка – рядом».

«Окна сатиры» телеграфного агентства возрождали традицию сатирического идеологического лубка, сродни тем «картинкам», которые создавали русские художники-карикатуристы И.И. Теребенев и А.Г. Венецианов еще в годы Отечественной войны 1812 г. Незадолго до революции в России широко праздновали столетие войны с Наполеоном. Опубликованные тогда образцы сатирических картинок 1812-1813 гг. познакомили публику и художников с этими ранними образцами политической и военной сатиры. Подобно тому, как после Отечественной войны 1812 г. была выпущена «Азбука для детей», подобранная из карикатур военного времени, так и в 1920 г. вышли листы «Советской азбуки», в которой были собраны часть рисунков из окон РОСТА о победах Красной армии.

Рисунки в «Окнах», подчиненные политическому «рынку», стоят ближе к продукции массовой культуры, чем плакат. Художники часто прибегали к стилю народного лубка-комикса, который сопровождался надписями в ярмарочном стиле раешника. Таковым был один из лучших плакатов М. Черемных «История про бублики и про бабу, не признающую республику», состоявший из 11 отдельных картинок. М. Черемных выработал свой стиль жанровой карикатуры, близкой к журнальному варианту. Сатирические «комиксы» 1919-1922 гг. выставлялись вместе со свежими новостями с полей сражения. Как правило, рисунку сопутствовали такие же «плакатные» поэтические строки:

Врангель фон,

Врангеля – вон!

Врангель – враг,

Врангеля – в овраг!

Рисунок М.М. Черемных, помещенный в окне в 1920 г., художественным языком сформулировал формулу противостояния в Гражданской войне: красноармеец, земной шар, буржуй с вилкой. Двойной рисунок имел двойную надпись в стиле раешника: «Антанты аппетит – Антанта полетит».

Передовым и действенным способом продвижения плакатной пропаганды в массы стали агитпоезда. Идея возникла в 1918 г. в военном отделе издательства ВЦИК. Посылая груз своих изданий на фронт целыми вагонами, стали украшать их плакатами. А поскольку дождь и ветер быстро уничтожали такое «украшение», начали рисовать агитационные картинки масляным красками прямо на стенках вагонов. Первый «Военно-передвижной фронтовой литературный поезд имени тов. Ленина» отправился на фронт 13 августа 1918 г. и состоял из 7-9 вагонов. В 1919 г. специальной комиссией, ведавшей агитпоездами и агитпароходом, руководили Я. Буров, В. Карпинский.и художник И. Нивинский. В агитпоездах, помимо печатной продукции и агитаторов, ездили представители почти всех наркоматов, решая на местах злободневные вопросы своих ведомств. «Летучая» агитация шла рука об руку с «летучим» управлением.

Поезда имели небольшие типографии, отделы РОСТА, что позволяло им выпускать листовки и плакаты в ходе рейса, на злободневные местные темы. Имелась своя радиостанция, а иногда и киноустановка с агитационными фильмами. Названия агитпоездов говорят об их региональной специфике: «Красный Восток», «Советский Кавказ», «Красный Казак» и агитпароход «Красная звезда», который ходил по Волге и Оке. Агитпоезд «Октябрьская революция» обслуживал всю республику и все фронты. С апреля 1919 по декабрь 1920 г. агитпоезда совершили 12 длительных поездок, сделали 775 остановок в 96 губерниях; на митингах около поездов побывало около 3 млн человек. [20]

Композиционное и цветовое решение, изображение политических и социальных типажей, революционная энергетика красного плаката не оставляли у зрителя сомнения в том, кто победит в гражданском противостоянии. Художники, выступавшие на стороне большевиков, смогли выработать новый художественный язык, способный утвердить систему революционной символики, которая делала Советскую власть легитимной в глазах народа. Язык революционного плаката вводил массы в мир политики, делал их участниками и героями истории. Плакат легитимизировал и делал узнаваемой новую власть и новую жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: