Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г.
В. Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна. Это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально-ответственного поведения.
Особенности социального положения молодежи:
· переходность положения;
· высокий уровень мобильности;
|
|
· освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;
· активный поиск своего места в жизни;
· перспективы в профессиональном и карьерном плане;
· формирование устойчивой системы ценностей;
· становление самосознания и формирование социального статуса личности;
· критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения;
· стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход от него;
· неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности;
· стремление выделиться, отличаться от остальных;
· существование молодежной субкультуры.
Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих факторов – семьи, школы, трудового коллектива, СМИ, молодёжных организаций и стихийных групп.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, для которых характерно:
· возникают на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
· самоорганизация и независимость от официальных структур;
· обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, нацеленные на самоутверждение, обретение социального статуса, защищенности, престижной самооценки;
· относительная устойчивость, иерархия среди членов группы;
· атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
Классификация молодежных групп и движений (на основе их самодеятельности)
|
|
Наименование типа | Характеристика |
Агрессивная самодеятельность | - примитивные представления об иерархии ценностей, основанные на культе лиц; - примитивизм и наглядность самоутверждения; - популярна среди подростов и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития |
Эпатажная самодеятельность | - базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям в материальной и духовной сфере; - вызов агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы заметили (панкстиль) |
Альтернативная самодеятельность | - базируется на выработке противоречащих общепринятым моделям поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и др.) |
Социальная самодеятельность | - направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и др.) |
Политическая самодеятельность | - направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы |
Ускорение темпов развития общества обуславливают возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и совершенствуется сама.
(субкультуры) на отдельном листе