Пояснительная записка. Учебная дисциплина «Гражданский процесс» заслуженно занимает ведущее место среди других процессуальных отраслей и изучается учащимися специальности

Учебная дисциплина «Гражданский процесс» заслуженно занимает ведущее место среди других процессуальных отраслей и изучается учащимися специальности «Правоведение» для овладения совокупностью специальных правовых знаний в сфере отправления правосудия по гражданским делам, отнесенным к компетенции общих судов.

Предметом изучения в данном учебном курсе являются нормы права, определяющие порядок судебной защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, а именно: порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, других исковых дел, дел, возникающих из административно-правовых отношений, дел особого производства, дел приказного производства, а также порядок совершения исполнительных действий. Кроме того, в данном учебном курсе изучаются и несудебные формы защиты прав, в частности деятельность нотариата и третейских судов.

При рассмотрении гражданских дел и исполнении юрисдикционных актов осуществляется защита прав, вытекающих практически из всех отраслей права. На этом основание изучение курса строится в тесной взаимосвязи с такими дисциплинами, как «Конституционное право», «Гражданское право», «Семейное право», «Жилищное право», «Организация работы юридической службы», многими другими.

Цель преподавания дисциплины «Гражданский процесс» - сформировать знания о правовой основе регулирования гражданских процессуальных отношений, об основных требованиях действующего законодательства по охране в судебном порядке нарушенных или оспариваемых прав и интересов граждан и юридических лиц, в том числе и иностранных, о принципах гражданского судопроизводства и умение использовать их содержание при решении конкретных вопросов.

Задачами изучения данного курса является усвоение учащимися значения и основных понятий гражданского судопроизводства, применение теоретических знаний на практике при составлении процессуальных документов и разрешении правовых ситуаций, выработка навыков грамотно и аргументировано отстаивать те или иные правовые решения, умения излагать их в письменной и устной форме.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать на уровне представления:

Þ понятие, предмет и метод гражданского процессуального права;

Þ конституционные и отраслевые принципы отправления правосудия по гражданским судам;

Þ систему источников, регулирующих гражданские процессуальные правоотношения;

Þ систему судов Республики Беларусь;

Þ теорию и практику реализации норм гражданского процессуального права;

знать на уровне понимания:

Þ систему гражданского процессуального права, его институты;

Þ правила подведомственности и подсудности гражданских дел суду;

Þ правовое положение субъектов гражданского процесса;

Þ условия и основания гражданской процессуальной ответственности, виды процессуального воздействия;

Þ виды доказательств и стадии доказывания в гражданском процессе;

Þ требования процессуального законодательства, предъявляемые к процессуальным и судебным документам;

Þ порядок судебного разбирательства, обжалования (опротестования), исполнения судебных постановлений;

Þ особенности производства по отдельным категориям гражданских дел.

Должны уметь:

Þ оперировать понятиями и категориями гражданского процессуального права;

Þ ориентироваться в нормативных правовых актах, регулирующих гражданские процессуальные правоотношения, правильно их применять;

Þ составлять проекты процессуальных и судебных документов;

Þ владеть приемами осуществления процессуальных действий.

Преподавание дисциплины строится на сочетании теоретических и практических занятий. При их проведении учащиеся знакомятся с источниками норм, регулирующими деятельность судов, участников процесса, обучаются правилами пользования нормативными правовыми актами, учатся решать задачи по предложенной правовой ситуации и готовить юридические документы с учетом требований законодательства.

Для контроля знаний и умений на практических занятиях предлагаются конкретные задания, построенные на опыте работы судов, юридических служб предприятия, на жизненных ситуациях.

Наряду с аудиторными занятиями освоение дисциплины предполагает посещение судебных заседаний по гражданским делам, проведение деловых игр в форме процесса, а также самостоятельное изучение отдельных тем, результатом которого могут служить рефераты, письменные или устные отчеты учащихся о деятельности судов, выполнение разнообразных заданий по изучению нормативных правовых актов, регулирующих гражданские процессуальные правоотношения, составлению текстов процессуальных и судебных документов, решению практических ситуаций, проведение диспутов, круглых столов по наиболее важным темам курса.

2. Примерный тематический план


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: