РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Уральский филиал
Кафедра гражданского права
Гражданское право (часть II)
Учебно-методический комплекс
для студентов очной и заочной форм обучения
направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Челябинск
Авторы:
Кулаков В.В. - канд. юрид. наук, доцент, профессор кафедры гражданского права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
Новокшонова Н.А. – канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
Денисович В. В. – канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
|
|
Рецензент:
Тенетко А.А. заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Челябинского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», канд. юрид. наук, доцент
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры гражданского права Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 14 от 28 августа 2012 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 14 сентября 2012 г.).
©Российская академия правосудия,
Уральский филиал, 2012 г.
© Кулаков В.В., 2012 г.
©Новокшонова Н.А., 2012 г.
©Денисович В.В., 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Объем дисциплины и виды учебной работы | |
Тематический план | |
Программа курса | |
Тематический план семинарских (практических) занятий | |
Планы семинарских(практических) занятий | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов | |
Задания для выполнения контрольных работ | |
Примерная тематика курсовых работ | |
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля | |
Литература | |
Вопросы для подготовки к экзамену | |
ВВЕДЕНИЕ
Данный учебно-методический комплекс содержит материалы, помогающие студентам изучить такую учебную дисциплину как гражданское право в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030900.62 «Юриспруденция».
|
|
Настоящий учебно-методический комплекс предполагает изучение студентами основных понятий гражданского права, субъектов и объектов гражданских правоотношений, юридические факты как сделки, право собственности, обязательственное право, нематериальные блага, осуществление и защита гражданских прав.
Цели освоения учебной дисциплины
1.1. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых гражданским правом:
- нормотворческая;
- правоприменительная;
- правоохранительная;
- экспертно-консультационная;
- педагогическая.
1.2. Целями освоения учебной дисциплины «Гражданское право» являются:
- понимание сущности основных цивилистических конструкций;
- осмысление содержания доктринальных положений гражданского права;
-приобретение навыков толкования гражданско-правовых норм и их применения к конкретным практическим ситуациям;
-ознакомление с современными теоретическими проблемами гражданского права, а также проблемами правоприменения.
1.3. Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи:
- участие в нормотворческой деятельности, в ходе которой бакалавр готов участвовать в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, составляющие предмет гражданского права;
- правоприменительная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов совершать действия, связанные с реализацией гражданско-правовых норм, юридически грамотно составлять правовые документы, обоснованно принимать решения в пределах должностных обязанностей;
- правоохранительная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к обеспечению законности, правопорядка; защите всех форм собственности;
- экспертно-консультационная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к осуществлению правовой экспертизы документов, а также консультированию по вопросам гражданского права;
- педагогическая деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к преподаванию дисциплин гражданско-правового цикла (кроме высших учебных заведений), а также осуществлению правового воспитания обучающихся.
Место учебной дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Гражданское право» входит в профессиональный цикл (базовую (обязательную) часть) ООП и находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами.
Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:
в области знаний: уяснить сущность и содержание основных цивилистических понятий и категорий, раскрыть суть принципов гражданского права; определить виды гражданских правоотношений, знать сущность каждого института гражданского права, раскрыть гражданско-правовой статус субъектов гражданского права, определить особенность правового режима отдельных объектов гражданского права, знать характеристику отдельных видов договорных и внедоговорных обязательств.
в области понимания: раскрыть содержание всех видов гражданских правоотношений, объяснить специфику оснований возникновения гражданских правоотношений, разграничивать отдельные виды договоров, уяснить систему гражданского законодательства и соотношение с иными нормативными акта, содержащими нормы гражданского права.
в области умения, навыка: приобрести навыки анализа гражданско-правовых норм и правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Уяснение материала курса основывается на положениях и выводах дисциплин ООП, входящих в гуманитарный, социальный и экономический цикл, а также информационно-правовой цикл: «Философия», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Экономика», «Профессиональная этика», «Безопасность жизнедеятельности», «Информационные технологии в юридической деятельности». Важную роль в освоении материала курса играют также дисциплины, входящие в профессиональный цикл, изучение которых предшествует согласно учебному плану изучению дисциплины «Гражданское право»: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право» и др.
|
|
В результате освоения учебной дисциплины «Гражданское право» обучающийся должен:
Знать: источники гражданского права; понятия и основные теоретические положения науки гражданского права; актуальные проблемы правового регулирования; правовые позиции высших судебных органов по гражданско-правовым вопросам;
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере гражданского права;
· анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними гражданско-правовые отношения; · анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы регулирования гражданских правоотношений;· принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; · осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в сфере гражданского права; · давать квалифицированные юридические заключения и консультации по проблемам гражданско-правового регулирования;· правильно составлять и оформлять юридические документы в сфере гражданского права; · правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам; · анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); · выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;Владеть: применения юридической терминологии в сфере гражданского права;
|
|
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Наименование компетенции | Код компетенции |
общекультурные компетенции | |
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | ОК-4 |
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | ОК-7 |
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | ОК-12 |
в нормотворческой деятельности: | |
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | ПК-1 |
в правоприменительной деятельности: | |
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | ПК-3 |
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | ПК-4 |
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | ПК-5 |
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | ПК-6 |
владеет навыками подготовки юридических документов | ПК-7 |
в правоохранительной деятельности: | |
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению | ПК-12 |
в экспертно-консультационной деятельности: | |
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции | ПК-14 |
способен толковать различные правовые акты | ПК-15 |
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | ПК-16 |
Объем дисциплины и виды учебной работы[1]
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по формам обучения | ||||
Очная на базе среднего (полного) общего образования | Очная на базе среднего профессионального образования | Заочная на базе высшего профессионального образования | Заочная на базе среднего профессионального образования | Заочная на базе среднего (полного) общего образования | |
Зачетные единицы [2] - общая трудоемкость | 8 з.е.- 288ч. | 9 з.е.[3]- 324 ч. | 9 з.е. – 324ч. | 6 з.е.[4] – 216ч. | 9 з.е. – 324ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | |||||
Лекции | |||||
Семинарские (практические) занятия | |||||
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |||||
Форма итогового контроля | экзамен |
Тематический план