Методические рекомендации по подготовке к зачету (экзамену)

Значение экзамена (зачета) состоит в том, что он является завершающим этапом в изучении курса (или части курса) гражданского права, когда каждый студент должен отчитаться об усвоении материала, предусмотренного программой по этой дисциплине.

Проверка знаний студентов и их оценка доверяются преподавате­лю, и он фактически делает это тем способом, который считает мето­дически правильным Некоторые методические рекомендации по при­ему экзаменов разрабатывают кафедры, они должны осуществлять и соответствующий контроль за проведением экзаменов преподавателями.

Методика проведения экзамена такова: преподаватель выдает студенту задание в заранее определенной форме, ответ на которое определяет оценку.

Обдумывая ответы на вопросы, студенты, как правило, записыва­ют план и отдельные формулировки ответа. Однако целесообразно дать понять студенту, что больше ценится не зачитывание ответа, а его устная форма. Студент может зачитать сформулированное им сложное определение какого-то понятия, запомнившееся ему изречение из прочитанной книги и т.п., но не читать, опустив голову, весь ответ. В подобных случаях целесообразно остановить студента и предложить отвечать без обращения к записи ответа.

Главный этап проведения экзамена — это выслушивание ответов сту­дента и беседа с ним. Цель этой беседы, т.е. цель экзамена, заключается в проверке знаний студента.

При этом проверка уровня знаний студента должна наряду с про­веркой того, что он запомнил, включать и проверку устойчивости его знаний, способности самостоятельно и квалифицированно анализировать правовой материал, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями. Большое значение в решении этой задачи имеют дополнительные вопросы. Дополнительный вопрос, как правило, является небольшим, конкретным и не связанным с основными вопросами. Дополнительные вопросы необходимы для того, чтобы определить, как студент ориентируется в материале, насколько твер­до усвоены им основные понятия, как он формулирует свои мысли без предварительного обдумывания. Этот прием направлен на воспи­тание у студентов необходимого для каждого юриста качества — уме­ния дать ответ на возникший вопрос немедленно, способность ори­ентироваться в сложной обстановке, быстро оценивать фактические обстоятельства на основе закона. Ответ на дополнительный вопрос не влияет на оценку в такой степени, как ответы на основные вопросы. Однако если при оценке ответа студента у препо­давателя будут колебания — поставить «отлично» или «хорошо», — он учтет и его ответ на дополнительный вопрос.

Экзамен завершается выставлением студенту оценки. Исходят при этом из следующих требований к экзаменующимся.

Оценка «отлично» может быть выставлена только тем студентам, которые обнаружили знание теории, знакомство со специальной литературой, норматив­ным материалом, самостоятельность мышления, практические навы­ки, излагали свои мысли хорошим литературным языком. Иными сло­вами, отличной оценкой могут быть оценены только выдающиеся ответы. Если большинство студентов сдававшей экзамен группы получили «отлично», то это, как правило, говорит о завышении оценок препо­давателем, потому что не часто в группе все студенты способны дать выдающиеся ответы.

Для получения оценки «хорошо» студент должен обнаружить глубо­кие знания учебной литературы, умение грамотно излагать материал, ссылаясь на законодательство, уметь найти норму по нужному вопро­су и дать ее толкование.

Если студент знает материал в объеме учебника и знаком с основ­ными нормативными актами, он заслуживает получения удовлетвори­тельной оценки.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который отказался отве­чать на оба вопроса билета. Его просьбу заменить билет, как уже отме­чалось, удовлетворять не следует, ибо если он не знает, как ответить на два основных вопроса, то ясно, что он не знает гражданское право.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: