На дипломную работу Любови Якимовны Шевяковой

Любовь Якимовна Шевякова

Дипломная работа

«Решение экзистенциальных проблем в практике
психологического консультирования методом символдрамы»

Рецензия

на дипломную работу Любови Якимовны Шевяковой

«Решение экзистенциальных проблем в практике психологического консультирования методом символдрамы»

Экзистенциальные проблемы волнуют человечество на всем протяжении его истории и особенно актуальны в периоды социальных потрясений и экономических кризисов. Отчуждение от результатов собственного труда, невозможность реализовать свои творческие способности, инфантильная зависимость от «благ» цивилизации – вот далеко не полное описание экзистенционального контекста жизнедеятельности человека в современном обществе. Не удивительно, что глубокое разочарование, состояние беспомощности и реакция ярости на фрустрацию потребностей являются характерными симптомами своеобразного «психологического СПИДа» личности –патогенной социальной дезадаптации.

Сегодня, когда конфликт свободы и творческого призвания личности с прессингом социума, в котором она подавляется и рассматривается не более чем средство, становится все более выраженным, особенно актуально и своевременно обращение к актуальным ценностям человеческого существования.

Теоретическое и эмпирическое изучение экзистенциальных проблем в связи с практикой психологического консультирования важно, с одной стороны, для научного осмысления психологической феноменологии, а с другой – может быть весьма полезным в практическом отношении. Следует специально отметить, что проведенное автором рецензируемой работы исследование дает возможность не только осуществлять адресную помощь тому, кто переживает состояние экзистенциального кризиса, но и содействует индивидуальному процессу созревания-развития личности. Вышесказанное позволяет оценить дипломное исследование Л.Я. Шевяковой как актуальное и практически значимое.

Основной целью автора стало создание метода работы с экзистенциальными проблемами пациентов средствами символдрамы. Поставленная задача была успешно выполнена: отобраны и опробованы специальные темы представления образов (так называемые «мотивы»), позволяющие пациенту осознать и проработать вытесненные экзистенциальные динамические конфликты, возникающие при конфронтации с данностями человеческого существования: свободой, смертью, изоляцией и бессмысленностью.

В теоретической части дипломной работы представлен достаточной по объему обзор научной литературы по экзистенциальному направлению в философии и психологии, который способствовал серьезной проработке оснований для понимания автором собственного предмета исследований.

Особое внимание хотелось бы обратить на эффективный тип исследования, представленного в дипломе Л.Я. Шевяковой: проблема прорабатывается на трех уровнях – теоретическом, эмпирическом и на уровне практической психологической работы. Таким образом, участвующие в исследовании оказываются не только «объектами» изучения, но и «клиентами», которым психолог активно помогает как в разрешении актуальных конфликтов, так и в переосмыслении экзистенциальных ценностей.

Таким образом автором была подобрана система психологического тестирования экзистенциальных проблем личности и одновременно опробована технология психологической помощи клиентам средствами символдрамы.

Дипломная работа Л.Я. Шевяковой «Решение экзистенциальных проблем в практике психологического консультирования методом символдрамы» соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным работам, и заслуживает высокой оценки.

Зав. кафедрой психологии В.И. Екимова

Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области

профессор, доктор психологических наук


Из таких бездн, и такой тяжелой болезни ты

возвращаешься вновь родившимся, сбросив

все покровы, более нервным и злым, способным

ощущать все тонкие оттенки радости и находить

нежные слова для малейших проявлений

хорошего, с обостренной остротой и азартом

ощущений, с заново обретенной невинностью

ликования, более наивного и одновременно

в сотни раз более утонченного, чем когда-либо

прежде.

Ф. Ницше.

Что же это за монстр - человек? Что за

диковинное создание, что за чудовище,

что за клубок противоречий, что за чудо!

Судья всех вещей - неразумный червь земной;

ревнитель истины, воплощение неуверенности

и ошибок; гордость и выродок вселенной.

(Паскаль. "Мысли")

Человек в поисках смысла. Как часто обыкновенный человек задумывается над смыслом своего бытия? Как часто он берет на себя ответственность за то, как он прожил свою жизнь, что оставил потомкам, что он сам получил от жизни? Удел ли это философов или каждый рано или поздно приходит к этому вопросу?

Существует ли один универсальный смысл или их множество? Почему за тысячелетнюю историю человечества вехами в этой истории наиболее часто служат войны и разрушения. Гибнут государства, хороня под своими обломками миллионы своих подданных, треть населения живет впроголодь и влачит убогое существование. Кто-то берет на себя мисссию диктаторов и берется на свой взгляд переделывать мир, насаждая свою собственную убогую мораль миллионам, и те либо принимают, либо подчиняются ей, калеча себя, своих близких, свою среду обитания. В чем смысл все время сеять зло, прикрывая его измами? В чем находят смысл безответственные политики, одним росчерком пера ломая судьбы тысяч людей?

Цель работы.

Мы обратились к экзистенциальным модусам существования человека для того, чтобы работая с ними, попытаться решить проблемы, возникающие в практике психологического консультирования. Конечные факторы существования человека, такие как смерть, свобода, изоляция и бессмыссленность являются основными в человеческом бытие. Сбалансированный подход в рамках экзистенциальной терапии учитывает эти конечные факторы, как источники патологии и мощнейшие терапевтические инструменты. Так смерть помогает понять тревогу, дает динамическую структуру, из которых исходят интерпретации, и служит источником пограничного опыта, способствующего грандиозному сдвигу точки восприятия. Свобода помогает понять принятие ответственности, преданность изменению, решению и действию. Изоляция проясняет роль отношений. Бессмысленность обращает внимание на принцип обязательства. (10) Человеческое существование без смысла делает человека беспомощным. Проблема смысла жизни становится особенно актуальной для людей в периоды социальных потрясений и экономических кризисов. В этом состоянии находятся сейчас люди не только в нашей стране. По мнению Франкла, отсутстие смысла жизни характерно для любого общества в наше время. Франкл приводит современные статистические данные исследований неврозов, которые показывают, что примерно 20% неврозов относятся к ноогенным. Статистические данные "неуспешных" суицидальных попыток среди американских студентов показывают, что 85% всех попыток вызваны бессмысленностью жизни, при этом 93% из них были физически и психически здоровыми.(9)

По данным доклада американского Совета по вопросам образования, в котором участвовали 189733 студента из 360 университетов, 73.7% которых определили свою цель как: "прийти к мировозрению, которое бы сделало бы жизнь осмысленной."

Отсутствие смысла жизни вызывает у человека страх, депрессию и зависимость. В. Франкл видит в этой дьявольской триаде главную опасность для современного западного общества. Э. Дюркгейм, социальный психолог, исследовавший проблему самоубийств делает вывод "показатель самоубийств зависит только от социологических причин и контингент добровольных смертей определяется моральной организацией общества. (3) Он считает, что бездеятельное отречение или безнадежная усталость, скучная жизнь толкают человека к самоубийству. Величина самоубийств постоянна для той или иной популяции людей, но этот показатель возрастает в несколько раз в периоды нестабильной социальной ситуации (войны, экономические кризисы, революции и т. д.) Число самоубийств можно таким образом считать индикатором оптимизма. "У человека возникает чувство потери, разрыва взаимосвязи между прошлым и будущим, в результате чего они не могут позволить себе смотреть с доверием и надеждой в будущее. Жизненная ситуация в момент возникновения заболевания характеризовалась отчаянием, депрессией, безнадежностью, горем, печалью, чувством невосполнимой потери, беспомощностью".(16)

Таким образом проблема поиска смысла жизни приобретает особое значение для человека и общества в целом. "Найденный смысл" в этом случае приобретает профилактическое значение не только для человека, но и для его окружения.

Мы поставили перед собой задачу экспериментальной разработки метода, позволяющего работать с экзистенциальными проблемами пациентов в рамках психологического консультирования при помощи символдрамы. Символдрама как проективный метод позволяет за короткое время (в течении нескольких сессий) выявить основные конфликты человека. Пациент при этом сохраняет способность к рефлексии в процессе сессии. Таким образом при интерпретации символического содержания образов, нагруженных индивидуальным содержанием данного человека, появляется возможность обсуждать конкретные экзистенциальные проблемы пациента. Символдрама позволяет подключать различные модальности: тактильные, слуховые, чувственные, таким образом действие образов вызывает сильные переживания и оказывает на человека терапевтическое воздействие.

Вместо введения: мир, в котором живем мы.

Польский психиатр и философ Антон Кемпински (1918-1972) в своей работе "Попытка психиатрического прогноза" дает характеристику современного мира в котором мы живем, как вызывающего тревогу, беспомощность и агрессию.

Особенностью ХХ века является все более быстрое превращение естественной среды в искусственную. Изменения, происходящие в современном мире, можно проследить в трех аспектах: изменения в его естественной среде, в его отношениях с социальным окружением, и наконец, в его собственном мире переживаний.

"Бунт против того, что есть, было, вероятно останется судьбой человека, вместо того, чтобы уменьшать, он еще более увеличивает неприятные стороны человеческой жизни. Проблема, где поставить границы бунту собственной судьбы, является одной из труднейших проблем каждого человека. От установки крайне фаталистической до установки крайнего бунта существует широкая полоса промежуточных форм." (6)

Удовольствия от жизни в большей части связаны с усилием, которого постоянно требует жизнь. Современное состояние жизни редуцировало многие усилия, жизнь утратила свой вкус. Многие удовольствия получаются слишком легко.

Большинство населения живет в крупных городах, создается скученность и ограниченность пространства, утрачивается чувство территории и вместе с этим растет угроза жизненному пространству. Чувство угрозы своему жизненному пространству вызывает агрессивное чувство.

Технизация среды влечет за собой усложнение отношений между людьми и ограничение степени их свободы. Мы все больше становимся зависимыми от обслуживания технической среды. Возрастает зависимость от технических средств. Человек современной цивилизации становится беспомощным, почти младенцем. Полная беспомощность вызывает реакцию ярости. Зависимость и беспомощность являются существенными чертами младенца, "инфантилизм является одной из опасностей современной цивилизации".(6)

Труд все больше становится коллективным, а человек отчуждается от результатов своего труда, утрачивая вместе с этим и смысл труда. Невозможность реализовать свои творческие способности вызывает глубокое чувство разочарования. Негативные чувства вызывают мобилизацию организма к борьбе или бегству, которая является главным фактором истощения организма. "Популярность различного рода хобби выражает стремление к труду. Без возможности реализации своих мыслей, идей, мечтаний человек оказывается в психологическом вакууме, утрачивает чувство реальности самого себя и окружающего мира. Человеческий вектор "над", т. е. стремление преобразовать окружающий мир по собственному плану, в котором выражаются все творческие стремления оказывается напрасным, и вызывают чувство фрустрации. Чем сильнее желание, тем сильнее фрустрация. Позитивная чувственная установка изменяет свой знак на противоположный. Вместо притяжения наступает отталкивание. Когда неудачных попыток слишком много, мир притягивающий превращается в мир отталкивающий. Мир, который постоянно нарушает нашу иерархию вероятностей становится "безумным" миром. Он чужой, непонятный, отталкивающий, вызывающий чувство отчуждения." (6)

Современный мир оказывает нам сопротивление, он становится вязким. Усложнение социальных и поизводственных связей приводит к тому, что любое решение мелкого вопроса требует больших усилий. "Это сопротивление парализует творческие тенденции, усиливая чувство бессилия." (6) Объект вызывающий сопротивление, вызывает агрессию, хочется либо его уничтожить, либо от него отдалиться. Чувство общего бессилия, отражается и в научном мышлении. Нельзя самому изменить свое окружение, изменение зависит от многих факторов. Усложнение отношений, зависимость, рост вязкости среды, влечет за собой необходимость постоянной смены социальных ролей. Жизнь в современном обществе требует большого интеграционного усилия, т. е. мобилизации упорядочивающих тенденций, нежели в мире прошлом, в котором как природная, так и социальная среда сами действовали интегрирующе. Мир по????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????щитный механизм. Безразличие к человеческому страданию является одним из проявлений "психического несварения." "Проблема "недозрелой" личности в современной психологии и психиатрии отражает инфантилизирующие тенденции нашей цивилизации". (6)

Самым опасным явлением технической цивилизации является технический взгляд на человека. Преобразование естественной среды в техническую ведет к тому, что на людей начинают смотреть как на составные части технического мира. Против этого восстает чувство собственной индивидуальности, с другой стороны чувство импотенции обуславливает то, что люди ищут объекты разрядки неудовлетворенного стремления к власти.

Одним из прооявлений нынешнего изменчивого мира является триумф экзистенциализма. Из основного суждения, которое выражает наше существование в мире - "я есть"- экзистенциалисты главный акцент ставят на "есть" (экзистенция").

"В мире хаотическом, непостижимом, угрожающим тотальным атомным уничтожением, вызывающим страх и чувство неуверенности, в мире, в котором прежние нормы поведения и авторитеты после минувшей войны подверглись колоссальной девальвации, в котором человеку приходится рассчитывать только на себя и одновременно чувствовать свое бессилие, трудно определить собственное "я", оно утратило свою стабильность, его структура не обозначена. Можно, напротив, сконцентрироваться на переживаниях, стремиться к аутентичности, красоте, силе и т. д." (6) Завоевание мира не принесли ожидаемого счастья. Популярность экзистенциализма свидетельствуют об осознании этого факта современным обществом. Серая печаль - одна из психологических черт нашей эпохи. Невротическое состояние становится сигналом о том, что в своей жизни нужно что-то менять, что человек оказался в тупике, в мертвой точке собственного развития. Невротические черты современной цивилизации можно трактовать как сигнал необходимости изменения.

Резкое изменение среды, которе произошло в результате исключительного развития науки и техники, привело к тому, что современный человек осознал в значительной степени, нежели предки, диалектику свободы и несвободы. Чтобы не потеряться в абсурдности жизни, он должен найти свою собственную роль в новом мире.

Философия экзистенциализма - философия кризиса. Именно наш безумный мир родил эту философию. Наш безумный мир проверил также эту философию на прочность. Зловещие и чудовищные "эксперименты" современной истории в виде Освенцима и Гулага подтвердили актуальность свободы личности. В чудовищных "экспериментах", подтверждались важнейшие экзистенциалы человека.

"Разрушение старых идеологических структур, чувство пустоты, бессмысленности, экономический кризис, военные травмы, и т. п. создавали благодатную почву для всякой идеологии, которая давала бы перспективу лучшего завтра. Независимо от содержания, опасность идеологии, навязанной извне, состоит в том, что она затормаживает процесс развития. Вместо борьбы противоречащих структур, из которых одни нарождаются, а другие отмирают, благодаря чему все время создается что-то новое и человек развивается, остается встроенная чуждая система, которая подчиняет все иные структуры. Человек превращается в слепое орудие на службе идеи." (6) Идеология - религия каждого конкретного общества. Как бы не различались между собой идеологии все они имеют свойство порабощать своих почитателей и делать?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

??????????????????????????????????????????????????????????енность, связанную с самим фактом существования. С необходимостью выбора правильного способа поведения из числа многих возможных. Картезианское cogito ergo sum выражает человеческое состояние сомнения и неуверенности."(6)

"Гитлеровцы не достигли своей цели, несмотря на миллионы жертв, не очистили мира от того, что не сответствовало их идеалам, зато показали миру, к чему может привести безумная идеология. Готовые формулы, мысли и дела, слепое исполнение приказов, могут быть очень опасны, и следует принимать на себя весь груз ответственности за свои мысли, чувства и действия."(6)

Клод Этерли, майор авиации, исполнивший приказ о бомбардировке Хиросимы, узнавший впоследствии, что взрыв уничтожил 200 тысяч человек, попавший затем в психиатрическую клинику, писал Г. Андерсу: "В прошлом бывали периоды, когда человек мог прожить жизнь, не загружая слишком свою совесть проблемами мыслительных навыков и норм поведения. Наше время, совершенно ясно, к тем эпохам не принадлежит. Напротив, полагаю, что мы стремительно приближаемся к ситуации, в которой будем обязаны решать каждый раз заново, готовы ли мы отдать ответственность за наши мысли и действия в руки социальных организаций, таких как политические партии, профсоюзы, церковь или государство. Ни одна из этих организаций не способна дать нам моральных указаний и потому следует поставить под сомнение их претензии на то, чтобы давать нам такие указания".(6)

Идеи, социальные нормы, взгляды и т. д., которые управляют жизнью больших человеческих групп, часто бывают жесткими и неизменными вопреки изменчивости условий жизни и разнообразию человеческих типов, которые должны им подчиняться. Возможно это вытекает из характера человеческого разума, который защищаясь перед своим потенциальным богатством разнообразных форм, судорожно цепляется за формы отработанные и закрепленные. Ценой утраты свободы избегают усилия, связанного с внутренним упорядочением; хаос заменяется искусственным порядком, а неуверенность и беспокойство - уверенностью веры и принятой идеей.

Беспощадная борьба заостряет непластичность социальной идеологии. Даже мелкое отклонение ведет к тому, что неподчинившийся становится еретиком, врагом, которого необходимо уничтожить. Вся ситуация приобретает характер порочного круга. Борьба заостряет атмосферу враждебности.

А. Кемпински, польский психиатр и философ, исследователь психологических проблем узников фашистких лагерей, описывает концлагерь коротким словом кошмар. "Основные черты кошмара, можно выразить в четырех пунктах: жуткий (зловещий) характер, бессилие, тотальная угроза и автоматизм. Эти четыре черты выступают на первый план в лагерных переживаниях." (6) При первом столкновении с лагерем человек переживал сильнейший стресс. Существует определенная граница толерантности к необычному, за которой наступает паническая реакция страха и беспомощности. При этом одно усиливает другое: чувство паники парализует целевую активность, а невозможность действовать усиливает страх. Исчезают неврозы и психосоматические болезни, фактор биологической угрозы действует мобилизующе, уничтожая невротическую стагнацию и дезадаптацию. Унижение достоинства человека, утрата близких, отсутствие моральной поддержки со стороны товарищей по страданию чувствовались часто сильнее, чем физические страдания. Большинство бывших узников согласны с тем, что возможность выжить определялась желанием жить, верой, что лагерь не будет длиться вечно, возможность опоры на товарищей и друзей. Человек который ломался, обычно погибал. В ситуации угрозы жизни особенно остро проявляется первый биологический закон: борьба за сохранение жизни. "Тем не менее - при всей брутализации и биологизации лагерной жизни, обусловленной тем, что еда и смерть были тем единственным, что считалось, а все остальное было не в счет - чтобы выжить в лагере (пережить лагерь), требовалось в какой-то степени вырваться из-под власти сильнейшего закона сохранения жизни любой ценой. Те, которые подчинялись этому закону полностью, теряли человечность, а вместе с тем, часто и шансы выжить. К качествам человека, существенным для того, чтобы пережить лагерь, принадлежала способность внутренне противопоставлять себя тому, что происходило вокруг, посредством создания внутреннего мира, будь то в мечтах о будущем, будь то воспоминания о прошлом, или также - более реально - благодаря дружбе, помощи товарищей, попыткам организовать жизнь иную, нежели лагерная и т. д. Это был единственный способ вырваться из автоматизма лагерной жизни. Биологические законы в своем максимальном усилении превращают человека в автомат. Им руководят голод, боль, страх смерти. Таким способом закон сохранения жизни действовал как бы сам против себя. Человек, который не мог ему противостоять, обрекал себя на гибель." (6)

Чтобы выжить, необходимо вырваться хотя бы частично, из этого кошмара, противопоставить себя жуткости, беспомощности, биологической угрозе и автоматизму. Два механизма играли в этом основную роль: чувственного притупления и отыскания хотя бы слабых элементов прежней структуры жизни.

Одно из человеческих качеств жизни - способность выбора и принятия решений. Только это могло противостоять лагерному автоматизму, где человек становился номером. Другая опасность была чувствовать себя этим номером. Противостоять автоматизму можно было только в группе. Узник наедине с собой был бессилен, но в группе он обретал себя. "Мы можем" опережало "я могу".

Тот же механизм выживания в Гулаге мы находим в творчестве Домбровского. Сопротивлению тоталлитаризму посвятил себя Сахаров. Человек задумывается о смысле жизни в критические периоды, в периоды лишений, утрат и внутренних конфликтов. Этот поиск смысла присущ каждому человеку, особенно он обостряется в исторические времена смут и социальных потрясений. И, наверное, родиной экзистенциализма стала Россия не случайно, а благодаря бесконечным социальным "экспериментам", которые держат в напряжении уже не одно поколение наших соотечественников. "Нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно - это не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности реального выбора, и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дескридитации "новых" и отсутствия культуры мировозренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу, своим, неповторимыми путем. Этим объясняются социальные патологии, которые стали болью нашего общества - разгул преступности, распространение алкоголизма, рост наркомании и самоубийств. Экзистенциальный вакуум в нашем обществе бросает вызов не столько психиатрии, сколько государству, на протяжении многих десятилетий отучавшему и отлучавшему людей от ответственности за нахождение и реализацию смысла." (4)

Литературный обзор.

Экзистециальная философия.

Человек живет в обществе, живет в конкретную историческую эпоху. Человек, создавая эту историю, причастен к ней, и вместе с тем почти не может повлиять на ход событий, он ограничен этими условиями, обществом, в котором живет, государством, подданным которого он является. Он зависит от внешнего мира, но в то же время только он, человек, может изменять его и может измениться сам.

Экзистенциализм (exsistentia - существование - лат.), или философия существования, как направление в философии возникло накануне первой мировой войны в России (Л. Шестов, Н.А. Бердяев), после первой мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период второй мировой войны во Франции (Ж.П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. Де Бовуар) В дальнейшие годы экзистенциализм получил распространение в Европе, США. На становление экзистенциализма повлияли взгляды Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Ф Ницше, Э.Гуссерля.

Экзистенциалисты стремятся постигнуть бытие как некую нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Они выделяют в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, они понимают его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире". Бытие понимается как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция.

Для описания ее структуры экзистенциалисты прибегают к феноменологическому принципу Гусселя, и выделяют в качестве структуры сознания его направленность на другое - интенциональность. Экзистенция "открыта", она направленна на другое, становящееся ее центром притяжения.

По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Структура экзистенции на их взгляд состоит из модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести, и др, которые определяются через смерть и способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в "пограничной ситуации" (Ясперс) в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существования.(25)

Экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо, оно выступает как судьба, и неразрывно с тем, что составляет сущность экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. В феномене времени определяется значение будущего и рассматривается в связи с такими экзистенциалами, как решимость, проект, надежда. Отмечается личностно-исторический характер времени и утверждается его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно "вброшено" и с которой вынуждено считаться. Временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы ее конечности.

Другим важнейщим определением экзистенции является трансцендирование, т.е. выход за ее пределы. В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается форма филосовствования у различных представителей экзистенциализма.

Структура экзистенции выражается в "направленности-на", в трансцендировании, и понимание свободы различными представителями экзистенциализма определяется их трактовкой трансценденции. Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можно обрести только в боге. Сартр понимает свободу как быть самим собой, поскольку "человек обречен быть свободным". "Свобода не может быть как результат определения и порождения чем-либо и кем-либо, она уходит в неизъяснимую глубину, в бездонность. Жизнь мира драматична, она полна трагизма, в ней есть противоборство полярных противоположных начал. Существует экзистенциальная диалектика свободы, свобода переходит в необходимость, она не только освобождает, но и порабощает. Нет гладкого развития и совершенстаования. Мир живет в страстях, и свобода - основная тема мира жизни." (6)

Для Марселя подлинное бытие - трансценденция - является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию - это диалог. Бытие по Марселю, не "Оно", а "Ты". Поэтому отношение человека к бытию является личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом бога. Трансцендирование есть акт посредством которого человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистичного "Я". Любовь есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная.

Прорывом объективированного мира является не только подлинное человеческое общение но и сфера художественно-филосовского творчества. Однако истинная коммуникация и творчество, несут в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что все в мире, в конечном счете терпит крушение уже в силу самой конечности экзистенции, и поэтому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности самой любви. Глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придает его привязанности особую чистоту и одухотворенность.

"В основе моих размышлений лежит острое чувство царящего в мире зла и горькой участи человека в мире. Моя мысль отражает восстание личности человеческой против призрачной и давящей объективной "мировой гармонии" и объективного социального порядка, против всех освящений объективного миропорядка. Это есть борьба духа против необходимости." (1) Цель философского познания у Бердяева в нахождении смысла, в осмысливании действительности. "Истина есть смысл существующего, смысл есть истина существующего. Индивидуально - личное, наиболее экзистенциальное может быть и наиболее универсальным, наиболее духовным, наиболее связано со смыслом". "Я" погружается в свою глубину, на которой "Я" соприкасается с нуминальным духовным миром." (1)

Философия экзистенциализма - философия противоречий. Она соткана из противоречий, экзистенциальность противоречива. Сам человек - существо противоречивое и поляризованное. Бердяев открывает для себя познание, как "противление мировой данности, неприятие всякой объектности, противоположение свободы духа необходимости мира, насилию, конформизму."(1) В его философии примат свободы над бытием, духа над природой, субъекта над объектом, личности над универсально-общим, творчества над эволюцией, дуализма над монизмом, любви над законом. Его смысл социального уравнения сводится в направленности бесклассовой структуры общества на основе личного неравенства людей, качественного различения, не по положению, а по существу. Основа его философии - антииерархический персонализм. Экзистенцианализм в своей основе построен на взглядах Л.Толстого, Ф. Достоевского, на русской религиозной мысли. Их убеждение, что в основе цивилизации лежит неправда, что в истории есть первородный грех, что все окружающее общество построено на лжи и несправедливости. Толстовское восстание против ложного величия и ложных святынь истории, против лжи социальных отношений рождало отвращение к насилию, свободу от навязанных социальных традиций, от моральных предрассудков благомыслящих людей. Глубина проблем личности и личной судьбы кричит у Достоевского. У Ницше отвращение к рационализму и морализму. Конфликт свободы и любви, независимости и творческого призвания личности с социальным процессом, который личность подавляет и рассматривает как средство, один из самых глубоких в человеческой жизни. Проблема человека, проблема свободы, проблема творчества центральные в экзистенциальной философии.

В экзистенциальной философии противоречивость экзистенции и противоречивость человека взаимосвязаны. Для Н.Бердяева идея свободы человека центральная, на ней основана вся философия Бердяева. Освободиться от всего, что делает человека не свободным это скорее его желание, его цель. Был ли он свободен в жизни как в своей философии? Бердяев признает, что бремя свободы тяжелое, что свобода отчуждает и делает человека одиноким. Все его творчество пронизано этой болью одиночества. "Я тоскую от одиночества, тоскую по общению не с объектом, а с "другим", с "ты", с "мы", но я боюсь встречи с "ты", с "другим", который может оказаться чуждым для меня объектом." (2) Болезнь одиночества есть одна из основных проблем философии человеческого существования, как философии человеческой судьбы. Философия, считал Бердяев, должна быть нацелена на преодоление несовершенства человеческого бытия, освобождена от тоски и скуки "жизни". "Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла..." (1)

"В современном мире коммунисты и фашисты одинаково утверждают, что истину знают только коллективы и раскрывается она только в коллективной борьбе. Личность не может знать истины и не может на ней настаивать против коллектива." (2) Персоналистический социализм, как его понимает Бердяев, исходит из примата личности над обществом. Ценность человека, человеческой личности выше исторических ценностей могущественного государства и национальности.

Трагизм человеческой судьбы в его противоречивости и двойственности. Существование личности предполагает прерывнось. Личность не есть часть и не может быть частью в отношении к какому-либо целому, всему миру. Личность есть неизмененное в изменении, единство в многообразии. Личность самосозидается. Возрастание личности, реализация личности понимается как творческие акты личности. Личность в человеке это победа над детерминацией социальной группы. Личность рассматривается как активность, сопротивление, победа над тяжестью мира, торжество свободы над рабством мира.

По мнению Н. Бердяева, личность категория этическая и духовная. Поверхностное "я" человека очень социализированное, рационализированное, цивилизованное, не есть личность в человеке. Л.Толстой в своем творчестве изображает эту двойную жизнь человека, жизнь в обществе и жизнь подлинную, глубинную. Личность вкоренена во внутреннем плане существования в духовном мире, в мире свободы. С экззистенциальной точки зрения общество есть часть личности, ее социальная сторона. Личность есть абсолютный экзистенциальный центр. Все детерминированное в человеческом "я" есть прошлое, ставшее безличным, личность есть становление будущего его творческие акты.

"Личность как экзистенциальный центр предполагает чувствилище к страданиям и радостям" (1) Личность в известном смысле есть боль, так как борьба за личность и ее утверждение болезненны. Свобода порождает страдание. Личность связана с единством судьбы и биографии. Свобода личности не есть ее право, свобода это долг, исполнение призвания.

Реализация личности в человеке это постоянное трансцендирование. Трансцендирование есть переход к транссубъективному, это активный динамический процесс, имманентный опыт человека, в котором он переживает катастрофы, испытывает прерывность в своем существовании, интериоризируется. Трансцендирование в экзистенциальном смысле это свобода и предполагает свободу, это освобождение человека от плена у самого себя. Личности нет, если нет трансцендентного..

Бердяев утверждает что, дуализм существует между духом и природой, между свободой и необходимостью. Дух сообщает форму душе и телу, приводит их к единству. "Личность духовно-душевно-телесна и возвышается над детерминизмом природного мира."(1) Права человеческого тела связаны с достоинством личности, посягательства на личность это прежде всего посягательства на его тело, дух же нельзя ни бить, ни убивать. Человек точка пересечения двух миров, в нем происходит борьба духа и природы, свободы и необходимости, независимости и зависимости. Личность в человеке не детерминирована наследственностью, биологической и социальной, она есть свобода в человеке, возможность победы над детерминизмом. Все личное в человеке противоположно всякому автоматизму, как психическому так и социальному. Человек - индивидуум, по определению Бердяева, переживает изоляцию, эгоцентрически поглощен собой, ведет мучительную борьбу за жизнь. Он выходит из затруднений через конформизм и приспособление.

"Персонализм переносит центр тяжести личности из ценности объктивных общностей - общества, нации, государства, коллектива - на ценность личности."(2) Личность предполагает выход себя к другому, к другим. "Эгоцентризм - двойное рабство у самого себя, у своей затверделой самости и рабство у мира, превращенного исключительно в объект, принуждающий извне."(1)

Двойственность личности проявляется и в том, что она социальна, в ней есть наследие коллективного бессознательного, она есть выход из изоляции, она исторична, она реализует себя в обществе и истории.

Экзистенциализм восстает против рабства человека во всем. "Человек ищет свободы, в нем есть огромный порыв к свободе, и он не только легко впадает в рабство, но и любит рабство."(1) Мир рабства это мир отчужденного от себя духа. Экстериоризация - источник рабства. Рабство во всем - в познании, в морали, в религии, в искусстве, в жизни политической и социальной. Прекращение рабства есть прекращение объективации.

Бердяев считает, что человек может быть рабом общественного мнения, обычаев, нравов, социально навязанных суждений, мнений, денег. В мире объектности насилие считается силой, но к насилию прибегают вследствие бессилия, предельное бессилие выражается в убийстве.

"Истинная философия должна стремиться к конкретной реальности, к существующему." (1) Бердяев считает, что "Я", личность, первичнее бытия, и признает примат свободы над бытием. "Свобода не выводима из бытия, свобода вкоренена в ничто, в бездонность, в небытие, если употреблять онтологическую терминологию". Примат свободы над бытием это также примат духа над бытием. Бытие статично, дух динамичен. "Бытие есть отчуждение и объективация, превращение свободы в необходимость, индивидуального в общее, торжество разума, потерявшего связь с человеческим существованием."(1)

"Изменение направления борьбы за свободу человека это прежде всего изменение структуры сознания, изменение установки ценностей. В этом глубинная революция, совершающаяся в экзистенциальном времени. Трансцендирование в свободе не означает подчинение чужой воле, а подчинение Истине, которая есть путь и жизнь." (1)

"В моем филосовском существовании у меня не было желания лишь познать мир, но желание познания всегда сопровождалось желанием изменить мир. Не только мыслью, но и чувством всегда отрицал я, что эта мировая данность есть прочная и последняя реальность." (2), в этом высказывании Н.А. Бердяева отражен его бердяевский смысл существования. "Основное противоречие моего мнения о социальной жизни связано с совмещением во мне двух элементов - аристократического понимания личности, свободы и творчества и социалистического утверждения достоинства каждого человека, самого последнего из людей и обеспечения его права на жизнь."(2)

"...всякая человеческая личность, личность последнего из людей, несущая в себе образ высшего бытия, не может быть средством ни для чего, в себе имеет экзистенциальный центр и имеет право не только на жизнь, отрицаемое современной цивилизацией, но и на обладание универсальным содержанием жизни."(1)

У Ф. Ницше центральная идея его философии - идея воли к могуществу, он презирал человеческую массу, он называл государство самым холодным из чудовищ. Он считал, что человек начинается там, где кончается государство. Его Заратустра - его идея сверхчеловека, тоже скорее мечта, чем действительность. Его сверхчеловек жесткий "только там, где есть жизнь, есть и воля; но это не воля к жизни, но - так учу я тебя - воля к власти". (8) Сверхчеловек Ницше должен быть жестким, сильным и свободным. Он властен над своей жизнью "тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе" (8). Ницшевский сверхчеловек это его путь к себе, его смысл, его идея.

Экзистенциальная психология.

После второй мировой войны в Швейцарии (Бинсвангер), в Австрии (Франкл), в Германии (Цутт), в Америке (И. Ялом) сформировалась экзистенциальная психология. Экзистенциальная терапия - это динамический терапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования человека. Экзистенциальный подход базируется на базисном конфликте человека с данностями существования. Под данностями существования подразумеваются конечные факторы, являющиеся неизбежной составляющей бытия человека в мире. Этими конечными данностями являются: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов. В основу экзистенциальной терапии положена психопатологическая модель, согласно которой тревога и ее дезадаптивные последствия представляют собой реакцию на эти четыре конечных фактора. Конфронтация пациента со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью поставляет терапевту эксплицитный интерпретируемый материал. Ключевыми процессами терапевтического изменения становятся такие психические феномены, как воля, принятие ответственности, отношение к терапевту, и вовлеченность в жизнь. Экзистенциальная терапия укоренена в онтологическом фундаменте, в глубочайших структурах человеческого существования. Она имеет гуманистическую основу и широкое пространство, принимая и ассимилируя инсайты многих философов, художников, терапевтов, касающиеся мучительных и целительных последствий конфронтации с конечными факторами.

Экзистенциалисты не подходят к человеку с готовой психопатологической системой, они стремятся познать структуру бытия человека в его собственном мире. Переживания человека, его связи с людьми и вещами создают у каждого индивида спецефическую структуру. Познание этой структуры является задачей экзистенциального психолога. Психотерапия является "встречей" - выходом навстречу человеку в его "кажущийся реальный" мир, попыткой войти в его мир. Задачей является - вернуть человеку его позицию, дать ему возможность максимального использования своих человеческих возможностей.

Ирвин Ялом (10) исследовал роль, которую представление о смерти играют в психопатологии и психотерапии и вывел основные постулаты.

1. Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас.

2. В раннем возрасте ребенка поглощает вопрос о смерти; преодоление мучительного страха уничтожения - фундаментальная задача развития.

3. Чтобы справиться с этим страхом мы выдвигаем защиты против осознавания смерти основанные на отрицании.

4. Сознавание смерти может служить фундаментам здоровой и эффективной психотерапевтической стратегии.

Смерть, по мнению И.Ялома, является первичным источником тревоги и, тем самым, имеет фундаментальное значение как причина психопатологии. Биологическая граница между жизнью и смертью относительно четкая, но психологически они переходят друг в друга. "Уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания; и в начале присутствует конец." (33) "Физическая смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его". (10). Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: 1) в состоянии забвения бытия, 2) в состоянии сознания бытия. Забвение бытия это жизнь в мире вещей, погружение в жизненную рутину. Сознание бытия означает, что человек сосредоточен на том, что вещи обладают бытием. В онтологическом модусе существования человек соприкасается с собой как творением собственой самости и потому обладает властью изменить себя. Обычно человек живет в первом модусе, во второй человек переходит только в пограничных экстремальных ситуациях. Смерть есть условие, дающее нам возможность жить аутентичной жизнью.

Конфронтация со смертью дает шанс личностного роста. Китайская пиктограмма слова кризис несет в себе два символа - опасности и возможности. Пьер Безухов получил этот шанс с отменой его казни, и этот опыт переворачивает его и всю его дальнейшую жизнь. Близость смерти, ее осознание дает шанс к личностному росту. По наблюдениям Ялома, который работал с раковыми больными в терминальной стадии, многие из них используют этот кризис как стимул к изменению. Смертельно больные люди описывали свой опыт близости смерти:

как толчок к изменению жизненных приоритетов, уменьшение значения тривиальных ценностей;

чувство освобожденности, появление способности не делать то, чего не хочешь;

обостренное переживание жизни в настоящем, вместо откладывания ее на потом;

переживание природных явлений как высоко значимых событий;

более глубокий контакт с близкими;

уменьшение страхов, связанных с межличностным общением, и озабоченности отвержением; большая готовность к риску.

Различают три типа страхов смерти: 1) страх, что наступит после смерти; 2) страх самого события "умирания"; 3) страх прекращения бытия. Именно третий страх (исчезновение, аннигиляция) ближе всего к страху смерти (34) Страх, которому невозможно противостоять рождает чувство беспомощности и вызывает дальнейшую тревогу. Мир становится ненадежным и зловещим. Это состояние считается закономерным следствием осознания смерти (40, 10,) Другое свойство тревоги смерти то, что она переживается на различных уровнях.

По мнению И. Ялома, все люди испытывают тревогу смерти. Большинство вырабатывает защиты, включающие основанные на отрицании механизмы, такие как подавление, вытеснение, смещение, вера в личное всемогущество, разделение социально санкционированных верований "обезвреживающих" смерть, личные усилия к преодолению смерти посредством различного рода активности, направленных на достижение символического бессмертия. (10) Психопатология развивается тогда, когда механизмы защиты становятся неэффективными. К менее эффективным защитам от тревоги смерти И. Ялом относит: личную неуязвимость (исключительность, нарциссизм), веру в конечного спасителя (слияние с другим), компульсивный героизм, трудоголизм. О. Ранк постулировал базисную динамику между двумя типами защит, с помощью которых человек спасается от двух первичных страхов: страхом жизни - перспективой утраты связи с большой целостностью в качестве изолированного существа, страх индивидуации, дважения вперед, выделения из природы; и страхом смерти - исчезновением, потери индивидуальности, растворения отдельного существа. "Человека всю жизнь швыряет между этими двумя возможностями страха" (40) По мнению Ялома тревога жизни связана защитой с помощью исключительности, тревога смерти это "налог" со слияния, когда человек отказывается от автономии, он теряет себя, претерпевает своего рода смерть. Попытка избежать тревоги смерти составляет ядро невротического конфликта по Ялому. Невротический стиль жизни порождается страхом смерти, он ограничивает способность человека к творческой и спонтанной жизни, эта защита сама представляет частичную смерть. Самоограничение вызывает чувство экзистенциальной вины, за неудавшуюся жизнь, за преступления против себя.

Под ответственностью в экзистенциальной психологии понимают - быть ответственным - значит быть "неоспоримым автором события или вещи".(46) Ответственность означает авторство. Осознавать ответственность значит осознавать творение самим собой своего "я", своей судьбы, своих жизненных неприятностей, свойх чувств и страданий (10) По мнению Сартра человеческое существо не только свободно, но и обречено на свободу. Хайдеггер обозначал индивида как эмпирическое Эго (объект в мире) и вместе с тем трансцендентное (конструирующее) Эго, которое конструирует за себя и за мир. Мир приобретает значение, только будучи сконструированным человеческим существом, самостью. Пространство на самом деле субъективно и идеально.(15) Отсюда основной принцип - мы полностью ответственны за свою жизнь, не только за свои действия, но и за не способность действовать.

Осознавание факта собственного конструирования и собственной ответственности серьезно пугает. В описаниях субъективного опыта осознания ответственности используется символ пустоты, беспочвенности, или отсутствия почвы. Это порождает тревогу и рождает чувство одиночества, которое распространяется дальше, чем социальное одиночество. Это одиночество связанное с отделенностью не только от людей, но и от мира. Мы защищаемся от этой фундаментальной тревоги поиском структуры, авторитетов, проектов, магий, отрицанием пустоты. Самая мощная защита - переживание реальности как таковой. Мы конструируем мир таким образом, что он видится нам независимым от нас.

Атрофия структурирующих социальных институтов приводит нас к конфронтации с нашей свободой. Если нет правил, нет грандиозных проектов, ничего, что мы должны были делать - мы свободны делать то, что предпочитаем. Но мы к этому не готовы, и вовлекаемся в неистовый поиск защиты от свободы. Основные защиты от ответственности следующие: 1)компульсивность, 2) перенос ответственности на другого, 3) отрицание ответственности (невинная жертва, потеря контроля), 4) избегание автономного поведения, 5) патология принятия решений.

Экзистенциальная изоляция тесно связана с осознанием человеком своей смертности. Никто не может умереть за другого. Это подтверждает, что в сущности человек одинок. Акту самосотворения сопутствует глубокое одиночество. Изоляция по мнению Э.Фромма - первичный источник тревоги. Одиночество вызывает чувство жуткости. Социальные взрывы, с корнем вырывающие ценности, этику, мораль, насилие толпы, массовые убийства вызывают у нас ужас, в мире правит случайность, мы не дома - эти переживания усиливают и сопровождают чувство одиночества. Слово существовать подразумевает дифференциацию, отделение, автономность. Дилемма слияния-изоляции - основная экзистенциальная задача развития. Страх экзистенциальной изоляции является движущей силой многих межличностных отношений. Межличностная экзистенциальная изоляция представляют этапы друг для друга. Человек должен отъединить себя от другого, чтобы пережить изоляцию, он должен испытать одиночество, чтобы получить возможность на глубокую и осмысленную включенность в другого. Главная защита от ужаса изоляции связана с отношениями. Лучшим вариантом являются отношения без нужды друг в друге. Ненуждающаяся любовь рассматривается как способ отношения индивида к миру.

Если человеку не удалось развить внутренную силу, чувство личной ценности, и твердую идентичность позволяющие встретить экзистенциальную изоляцию и принять тревогу, человек ищет другие пути безопасности, используя отношения для смягчения тревоги и решения своих внутренних проблем.

Бессмысленность. Человеческое существо нуждается в смысле. Отсутствие в жизни смысла, целей, ценностей и идеалов вызывает значительные страдания. Однако экзистенциальная концепция свободы противоречит этому. Мир случаен, в нем нет никакого смысла. кроме тех, которые мы создаем сами. Зачем же нужен поиск смысла? Смысловая схема позволяет найти структуру, избавиться от неопределенности и беспомощности.

Отсутствие значимостей вызывает отчаяние, что нередко ведет к суицидам. Филосовские размышления о бессмысленности жизни мало применимы в терапии. С точки зрения Хьюма противоядием против бессмысленности является вовлеченность. Для этого нужно совершить скачок в обязательство и действие. Вовлеченность самое эффективное средство против бессмысленности.

"Вовлеченность - это терапевтический ответ на бессмысленность вне зависимости от источника последней. Вовлеченность всем сердцем в любое из бесконечного множества жизненных действий не только устраняет вредное влияние галактической точки зрения, но и увеличивает наши шансы соединить события своей жизни в какой-либо целостный паттерн. Обрести дом, заботиться о других, об идеях и проектах, искать, творить, строить - эти формы вовлеченности вознаграждают вдвойне: они по сути своей обогащают, облегчают дисфорию, возникающую под влиянием бомбардировки разрозненными бесмысленными данными существования. "

В. Франкл считает, что основной подход в терапии бессмыссленности - самотрансценденция. "У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия." (9) Сегодня по мнению Франкла, мы имеем дело с фрустрацией экзистенциальных потребностей. Теперешний человек страдает от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты - "экзистенциального вакуума". Множатся признаки того, что ощущение отсутствия смысла становится все более распространенным явлением, охватывает людей на всех континентах, независимо от общественного строя и социального положения.

Франкл связывает это с повсеместным разрушением традиций, которые во многом определяли, что человек должен делать. В итоге человек хочет того же, что и другие (конформизм), либо делает то, что от него хотят другие (тоталитаризм). Отсюда появились спецефические "ноогенные неврозы", которые проистекают из-за угрызений совести, из конфликтов ценностей, из экзистенциальной фрустрации.

"Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Смысл не только должен, но и может быть найден." Органом смысла, считает Франкл, является человеческая совесть. Бодрствующая совесть дает человеку способность сопротивляться, не поддаваться конформизму и не склоняться перед тоталитаризмом.

Стремление к смыслу по Маслоу относится к высшим потребностям. По мнению Франкла это противоречит наблюдениям: потребность в смысле возникает именно тогда, когда человеку живется очень плохо, об этом свидетельствуют умирающие люди и бывшие узники лагерей. Потребность в смысле жизни в обществе изобилия также становится актуальной. Отсюда Франкл делает вывод, что потребность в смысле является sui generris, который несводим к другим потребностям и невыводим из них. Франкл считает этот феномен фундаментальным для понимания человека. Он считает, что "человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому он тянется с любовью. В служении делу или любви человек осуществляет сам себя." (9)

Если человек теряет смысл, он пытается добиться ощущения счастья с помощью алкоголя или наркотиков. По данным исследования случаев тяжелого алкоголизма, 90% алкоголиков охарактеризовали свою жизнь бессмысленной. То же самое характерно и для наркоманов.

Франкл считает, что человеческое существование никогда не может быть бессмысленным. По мнению Франкла человек, который берет на себя ответственность за свою жизнь и отвечает за нее перед своей совестью находит свой конкретный смысл, реализуя свои ценности. "Все человеческое обусловлено. Но собственно человеческим оно становится лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно поднимается над своей собственной обусловленностью, преодолевая ее, трансцендируя ее. Тем самым человек вообще является человеком тогда и поскольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия. В тот момент, когда человек формирует свою судьбу, он как личность формирует характер, которым обладает. В результате формируется личность, которой он становится. Человек не только поступает в сответствии с тем, что он есть, но и становится в соответствии с тем, как он поступает." (9)

Смысл жизни, по мнению Франкла имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Подобно истинной вере основанной на внутренней силе, он делает человека более жизнеспособным.

"Обыкновенный человек, действительно справляющийся со своими задачами, которые ставит перед ним его положение в обществе, в семье, несмотря на свою "маленькую" жизнь, более велик, чем великий государственный деятель, который способен вершить судьбы миллионов, но чьи безнравственные решения могут нести в себе непоправимое зло."(9)

Франкл считает, что человек может реализовать себя в любых ситуациях. Он может реализовать ценности: продуктивных творческих действий - созидательные; ценности, реализуемые в переживаниях - ценности переживания. При отсутствии ценностей переживания и созидания появляются ценности отношения человека к факторам ограничивающим его жизнь. Значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю. То как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество которое проявляется в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи обречен и приговорен - все это является мерой того, насколько он состоялся как человек.

"Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование, никогда не может быть бессмысленным. Человек в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования. Человеку в любой ситуации остаются доступными ценности отношения." (9)

"Экзистенциализм - стремление понять человека на уровне тех глубин, где уже нет раскола между субъектом и объектом, - раскола который начал преследовать западное мышление и западную науку вскоре после Ренессанса". Экзистенциальная позиция противостоит картезианскому взгляду, который видит мир полным объектов и воспринимающих субъектов. Экзистенциальный взгляд смотрит "сквозь" субъект - объектное расщепление и глубже него, он видит человека не как субъекта, который при определенных условиях может воспринимать внешнюю реальность, но и как сознание, участвующее в построении реальности. С позиций экзистенциального психолога мы должны "взять в скобки" собственное мироощущение и погрузиться в опыт другого человека. "В экзистенции неизбежно присутствует свобода, и с ней неопределенность. Культуральные институты и психологические конструкты часто скрадывают такое положение дел, но конфронтация с собственной экзистенциальной ситуацией напоминает нам, что любая парадигма - это воздвигнутая нами стенка, не толще куска картона, отделяющая нас от страдания неопределенности. Зрелый терапевт должен быть способен переносить эту фундаментальную неопределенность, независимо от того, какого теоретического подхода он придерживается." (10)

Метод.

Метод был создан в 1948 году Ханскарлом Лейнером. (5) В основу положены эксперименты в которых в психотерапевтических целях использовалось представление образов. Спустя 6 лет, в 1954 году были опубликованы многолетние системные эксперименты со сновидениями наяву. Созданный метод Х.Лейнер назвал Экспериментальным кататимным переживанием образов. (ЭКПО). Эксперименты показали, что метод обладает высоким терапевтическим эффектом. Постепенно метод превратился в целое направление в современной психотерапии, называемое символдрамой или Кататимно-имагинативной психотерапией.

С технической точки зрения, метод основан на том, что у пациента находящегося в расслабленном состоянии терапевт может вызвать похожее на сновидение наяву представление образов - имагинации. Если при этом задается некоторый неопределенный мотив представления, то представление вызывается значительно легче. Первые образы как бы вытягивают последующие, при этом человек приходит к почти реальному переживанию. Пациента просят сообщать о содержании образов. При этом терапевт может оказать на них влияние и структурировать сновидения наяву в соответствии с разработанными правилами.

Концепция символдрамы базируется на традиционной европейской глубинной психологии. В содержании сновидений наяву символично отображаются бессознательные и предсознательные конфликты. Компромиссные образования между аффективно - инстинктивными импульсами и защитными процессами отражают как актуальные эмоциональные проблемы, так и глубинные формы конфликтов, восходящие к раннему детству.

Система символдрамы основывается на двух основных положениях: 1. Человек способен вызывать в своем воображении дневные фантазии, которые создаются каждый раз заново, которые исходят из самого себя и позволяют познавать себя в ходе этого процесса. 2. В результате эмпирических наблюдений за фантазиями образов выработаны спецефические правила и закономерности.

Метод символдрамы позволяет выделить общие моменты и отличия. Метод символдрамы близок глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику, инстинктивные импульсы Оно, защитные образования Я, инстанции Сверх-Я, регрессивные процессы). Применяемая техника имеет и свой спецефический характер. В символдраме можно проследить параллели с игровой терапией, психодрамой по Морено, с элементами гештальт-терапии. В техническом плане символдраме близки элементы психотерапевтической беседы по Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Вольпе.

В основу обработки материала сновидений наяву может быть положена практически любая глубинно-психологическая концепция, в том числе экзистециально-аналитический метод.

Символдрама - сильный психотерапевтический инструмент. Сути символдрамы свойственно включение в психотерапевтическую работу всего комплекса бессознательной патогенной психодинамики, в том числе и в смысле созревания личности. Даже в короткой психотерапии становятся очевидными компенсационные процессы в рамках защитных механизмов стесненного невротическими нарушениями Я. Метод занимает промежуточное положение между формами психотерапии, ориентированными только на преодоление симптомов, и психоанализом. Данному методу может быть доступно проявление такой личности, которая не поддается вскрывающей терапии (сильно интеллектуализирующие, или фиксированные на оперативном мышлении в рамках психосоматического симптома) или людей, которые не дружат с интроспекцией. Символдрама как психотерапевтический инструмент позволяет решать проблемы пациентов на глубинном уровне. Пациент включается в процесс терапии не только на когнитивном уровне, но и подключая с помощью терапевта другие модальности: тактильные, слуховые, обонятельные, зрительные и чувственные способен пережить ситуации наиболее полно. Кроме того, образы работают и на бессознательном уровне, оказывая терапевтический эффект.

Принципы работы символдрамы. Согласно экспериментальным работам Л.Франка (12) и Х.Зильберера (43) психика спонтанно стремится к тому, чтобы образно представлять себя в своих оптических фантазиях. После 10 минутного спокойного бездейственного состояния появляются спонтанные оптические явления, сопровождающиеся моторикой и беспокойством. Такие оптические феномены могут возникать и сами по себе. Далее появляются фрагменты картин, которые кажутся сначала бессмысленными, но постепенно соединяются в сценическую последовательность образов. Они могут сгущаться, затем становятся пластичными и живыми. В конечной стадии "перед глазами" могут возникать полностью сформированные оптические имагинации. В своей наивысшей форме они соответствуют внутренним представлениям, имеющим характер восприятия. При этом человек никогда не забывает, что это не реальные явления, сохраняя критическое отношение. В расслабленном состоянии в дополнении к сценическому содержанию присоединяются соответствующие настроения, чувства и аффекты. Затронутые уровни сознания и переживания характеризуется как "образное сознание" (42,21) Образное сознание можно вызвать практически у каждого человека. Возникающие спонтанно эти явления известны как "дремотные видения". Установившиеся красочные, пластичные и эмоционально насыщенные образы называют кататимными.

Люди, которые открывают для себя мир образного сознания вначале склонны видеть в переживаемых образах что-то безсмысленное, не имеющее отношение к человеку. Они не связывают переживание образов с глубинами психики. Им также вначале не хватает внутреннего эмоциональног


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: