Определим изменение поперечной метацентрической высоты δh при приеме малого груза массой m (рис.3.12), центр тяжести которого располагается на одной вертикали с ЦТ площади ватерлинии в точке с аппликатой z.
В результате увеличения осадки объемное водоизмещение судна увеличится на δV = m /ρ и возникнет дополнительная сила плавучести γ δV, приложенная в ЦТ слоя между ватерлиниями WL и W1L1.
Рисунок 3.12 – Прием на судно малого груза
Считая судно прямобортным, аппликата ЦТ дополнительного объема плавучести будет равна d + δd /2, где приращение осадки определим по известным формулам δd = m/ ρS или δd = m / qсм.
При наклонении судна на угол Θ сила веса груза р и равная ей сила плавучести γ δV составляют пару сил с плечом (d + δd /2 – – z) sinΘ. Момент этой пары δmΘ = р (d + δd /2 – z) sin Θ увеличивает первоначальный восстанавливающий момент судна mΘ = γV h sin Θ, поэтому восстанавливающий момент после приема груза становится равным
mΘ1 = mΘ + δmΘ, или
(γV + γ δV)(h + δh) sin Θ = γV h sin Θ + γ δV(d + δd /2 – z) sin Θ,
перейдя к массовым значениям, получим
(Δ + m)(h + δh) sin Θ = Δ h sin Θ + m (d + δd /2 – z) sin Θ.
Из уравнения найдем приращение метацентрической высоты δh:
.
Для общего случая приема или снятия малого груза формула примет вид:
или:
,
где + (–)подставляется при приеме (снятии) груза.
Из формулы видно, что
δh < 0 при z > (d ± δd /2 – h) и
δh > 0 при z < (d ± δd /2 – h), а
δh = 0 при z = (d ± δd /2 – h).
Уравнение z = (d ± δd /2 – h) является уравнением нейтральной (предельной) плоскости.
Нейтральная плоскость является плоскостью, прием на которую груза не изменяет остойчивость судна. Прием груза выше нейтральной плоскости уменьшает остойчивость судна, ниже нейтральной плоскости – увеличивает ее.