Влияние перемещения грузов на посадку и остойчивость судна

Для определения посадки и остойчивости судна при произвольном перемещении грузов необходимо рассмотреть раздельно вертикальное, поперечное горизонтальное и продольное горизонтальное перемещение.

Необходимо помнить, что в начале следует выполнить расчеты, связанные с изменением остойчивости (вертикальное перемещение, подъем груза)

3.6.1 Вертикальное перемещение груза (рис.3.9) из точки 1 в точку 2 не создает момента, способного наклонить судно, и следовательно, его посадка не меняется (если только остойчивость судна при этом остается положительной). Такое перемещение приводит только к изменению по высоте положения центра тяжести судна. Можно сделать вывод, что данное перемещение приводит к изменению остойчивости нагрузки при неизменной остойчивости формы. Перемещение центра тяжести определяется по известной теореме теоретической механики:

δzg = (z2 – z1),

где m – масса перемещаемого груза,

Δ – масса судна,

z1 и z2 – аппликаты ЦТ груза до и после перемещения.

Приращение метацентрических высот составит:

δh = δН = – δzg= – (z2 – z1).

Судно после перемещения груза будет иметь поперечную метацентрическую высоту:

h1 = h + δh.

Вертикальное перемещение груза не приводит к значительному изменению продольной метацентрической высоты, ввиду малости δН по сравнению с величиной Н.

Рисунок 3.9 – Вертикальное Рисунок 3.10 – Поперечное горизонтальное

перемещение груза перемещение груза

3.6.2 Подвешенные грузы появляются на судне в результате подъема груза из трюма на палубу, приемом улова, выборкой сетей с помощью грузовых стрел и т.п. Влияние на остойчивость судна подвешенный груз (рис.3.9) оказывает аналогично вертикально перемещенному, только изменение остойчивости происходит мгновенно в момент отрыва его от опоры. При подъеме груза, когда натяжение в шкентеле станет равным весу груза, происходит мгновенное перемещение центра тяжести груза из точки 1 в точку подвеса (точку 2) и дальнейший подъем не будет оказывать влияние на остойчивость судна. Оценить изменение метацентрической высоты можно по формуле

δh = – l,

где l = (z2 – z1) – первоначальная длина подвеса груза.

На небольших судах, в условиях пониженной остойчивости, подъем груза судовыми стрелами может представлять значительную опасность.

3.6.3 Поперечное горизонтальное перемещение груза массой m (рис.3.10) приводит к изменению крена судна в результате возникающего момента m кр с плечом (y2 – y1)cosΘ.

m кр = m (y2 – y1) cosΘ = m ly cosΘ,

где y1 и y2 – ординаты положения ЦТ груза до и после перемещения.

Учитывая равенство кренящего mкр и восстанавливающего моментов mΘ, используя метацентрическую формулу остойчивости, получим: Δh sinΘ = m ly cosΘ, откуда

tgΘ = m ly /Δh.

Учитывая, что углы крена небольшие, можно считать, что

tgΘ = Θ = Θ0/57,30,

и формула примет вид:

Θ0 = 57,30 m ly /Δh.

Если до перемещения груза судно имело крен, то в данной формуле угол следует рассматривать как приращение δΘ0

3.6.4 Продольное горизонтальное перемещение груза (рис.3.11) приводит к изменению дифферента судна и поперечной метацентрической высоты. По аналогии с предыдущим случаем при МΨ = Мдиф, получим:

tg Ψ = m lх /ΔН, или

Ψ0 = 57,30 m lх /ΔН.

На практике продольные наклонения чаще оценивают величиной дифферента Df = Ψ0 L /57,30, тогда

Df = m lх L /ΔН,

где L – длина судна.

Используя момент, дифференующий судно на 1 см (входящий в состав грузовой шкалы и КЭТЧ),

mД = 0,01 γV Н/ L (кН м/см);

mД = 0,01 ΔН/ L = 0,01 ΔR / L (т м/см),

так как Н» R, получим

Df = m lх / mД (см).

Рисунок 3.11 –Продольное горизонтальное перемещение груза

Изменение осадок при продольном перемещении груза:

δdн = (0,5L – xf) Df/ L,

δdк = – (0,5L + xf) Df/ L.

Тогда новые осадки судна будут:

dн1 = dн + δdн = dн + (0,5L – xf) Df/ L,

dк1 = dк + δdк = dк – (0,5L + xf) Df/ L;

где xf – абсцисса оси продольных наклонений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: