Информация об остойчивости судна

“Информация об остойчивости судна” (в дальнейшем Информация) выдается на каждое судно для обеспечения его остойчивости при эксплуатации. Цель снабжения судов “Информацией” состоит в том, чтобы оказать капитану и контролирующим организациям помощь в поддержании достаточной остойчивости судна во время эксплуатации и обеспечения ее в случаях, когда судно окажется в условиях более тяжелых, чем это было предусмотрено. Формальное соблюдение указаний “Информации” не освобождает капитана от ответственности за остойчивость судна.

Объем “Информации” может меняться в зависимости от типа судна, его назначения, запаса остойчивости и района плавания. Он должен быть выбран наиболее рациональным образом и согласован с Регистром. Форма “Информации” должна соответствовать инструктивным указаниям по составлению информации об остойчивости (Приложение I, части IV Правил Регистра).

“Информация ” должна состоять из следующих разделов:

- общие сведения о судне;

- указания капитану;

- техническая информация;

- справочная информация.

Информация должна иметь идентификационный номер, который указывается на каждом ее листе.

В разделе «Общие сведения о судне» должны быть представлены следующие сведения:

- название судна;

- тип судна (сухогрузное, наливное и т.п.);

- назначение (для перевозки каких грузов предназначено судно в соответствии со спецификацией);

- название верфи, построившей судно, строительный номер;

- дата закладки киля, дата окончания постройки, дата переоборудования;

- класс судна, классификационное общество и регистровый номер;

- флаг судна;

- порт приписки;

- главные размерения (длина, ширина, высота борта; если палуба переборок не совпадает с верхней палубой, следует указать высоту борта до палубы переборок);

- район плавания и установленные судну ограничения (по волнению, по удаленности от места убежища и сезонам, географические границы и т.п.).

- осадки по летнюю и летнюю лесную грузовые марки, эскиз грузовой марки и соответствующие этим маркам водоизмещение и дедвейт;

- скорость хода;

- тип успокоителей качки; размеры скуловых килей, если имеются;

- данные опыта кренования судна, положенные в основу Информации (водоизмещение и координаты центра тяжести судна порожнем, место проведения и дата кренования, ссылка на инспекцию Регистра или другую организацию, одобрившую протокол кренования; если данные по судну порожнем приняты по результатам кренования другого судна серии, то дополнительно должны быть приведены название и серийный номер судна, подвергнутого кренованию).

- эскиз, показывающий количество и размещение твердого балласта по судну, если он уложен;

- инерционный коэффициент судна С в формуле для периода качки τ = СВ/ , вычисляемый по периоду качки в условиях опыта кренования, если он определялся;

- другие данные по усмотрению разработчика Информации (например, грузоподъемность судна, конструктивный дифферент, дальность плавания с учетом запасов).

В разделе «Указания капитану» содержится главы:

- общие положения;

- термины, обозначения и единицы измерения;

- общие пояснения по пользованию Информацией;

- эксплуатация судна;

- типовые случаи загрузки;

- оценка остойчивости для нетиповых случаев загрузки.

Общие положения должны содержать:

- указание цели и назначения документа - снабдить капитана информацией об обеспечении посадки и остойчивости судна при его загрузке, выгрузке и балластировке и при выполнении других операций, для которых предназначено судно, а также дать указания и методики по выполнению требований нормативных документов;

- перечень нормативных документов (ИМО, МАКО, Морских Администраций, правил Регистра и других классификационных обществ), на основании которых разработана Информация;

- перечень применимых к судну критериев остойчивости с эскизами (если необходимо) и указание на критерии (или критерий), лимитирующие остойчивость судна, в том числе на критерии аварийной остойчивости, если они применимы к данному судну и являются лимитирующими для остойчивости в неповрежденном состоянии;

- указание капитану о необходимости руководствоваться хорошей морской практикой, принимая во внимание время года, район плавания и прогноз погоды, изменять курс и скорость, исходя из условий плавания;

- общее указание на то, что критерии остойчивости (за исключением критериев, относящихся к перевозке зерна и смещаемых навалочных грузов) не учитывают возможного смещения груза, поэтому для предотвращения смещения груза следует руководствоваться одобренными документами, регламентирующими раскрепление и укладку груза;

- пояснения в отношении использования информации рекомендательного характера, которая помещена в документ по желанию судовладельца. Должно быть указано, что ответственность за такую информацию несет судовладелец.

Основные термины и условные обозначения, применяемые в Информации, приведены в таблице 3.16 и на рис.3.37.

Рисунок 3.37 – Эскиз поясняющий основные обозначения

В главе «Общие пояснения по пользованию Информацией» приводятся пояснения и указания по использованию технических материалов, в частности принятая система координат, правило знаков крена и дифферента и др.

Глава «Эксплуатация судна» должна содержать, наряду с другими сведениями, сведения:

- по судну порожнем в отношении его посадки, остойчивости и прочности;

№ п/п Термин Обозна- чение Перевод на английский язык
Термин Обозначение
  Длина судна L Length L
  Ширина судна B Breadth B
  Высота борта D Depth D
  Осадка d Draught d
  Надводный борт f Freeboard f
  Водоизмещение объемное V Displacement volume V
  Водоизмещение весовое Δ Displacement weight Δ
  Центр тяжести судна: G Center of gravity: G
8.1 абсцисса Xg abscissa Xg (XG)
8.2 ордината Yg ordinate Yg (YG)
8.3 аппликата Zg applicate KG
  Центр плавучести судна: C Center of buoyancy: C
9.1 абсцисса Xc abscissa XB
9.2 аппликата Zc applicate KB
  Абсцисса центра площади ватерлинии Xf Abscissa of centre of flotation Xf (XF)
  Возвышение метацентра над основной линией:   Elevetion of metacentrer above base line  
11.1 поперечного Zm transverse KMT
11.2 продольного ZM longitudinal KML
  Метацентрическая высота:   Metacentric height  
12.1 поперечная h transverse GM
12.2 продольная H longitudinal GML
  Плечо статической остойчивости l Righting level GZ
  Плечо формы lk Cross curve level lk (KL)

конкретные указания по порядку расходования судовых запасов;

Таблица 3.16

Основные термины и условные обозначения, применяемые в

Информации

- по балластировке судна в различных случаях нагрузки и условий плавания;

- перечислены с пояснениями эксплуатационные ограничения, связанные с погрузкой, разгрузкой, балластировкой и т.п., и другие рекомендации капитану.

В главе «Типовые случаи загрузки» наряду с представленной информацией и пояснениями, представлены на специальных бланках типовые случаи загрузки судна. На бланках должны быть помещены:

- словесная характеристика (наименование) типового случая;

- эскиз судна, показывающий размещение главных статей нагрузки, включаемых в водоизмещение; схема и указания по размещению палубного груза;

- таблица для подсчета веса судна, координат его центра тяжести и соответствующих моментов массы относительно координатных плоскостей, включая моменты веса и положения центра тяжести отдельных статей нагрузки и судна порожнем, а в случаях с обледенением - с учетом веса льда; в таблице должны быть указаны поправки на влияние свободных поверхностей жидких запасов и балласта;

- водоизмещение;

- осадки судна на носовом и кормовом перпендикулярах, средняя, осадка в центре тяжести площади ватерлинии, осадки на марках углублений; осадки должны измеряться от нижней кромки киля, о чем должно быть четко указано;

- момент, дифферентующий на единицу длины;

- абсцисса центра плавучести;

- абсцисса центра тяжести;

- абсцисса центра тяжести площади ватерлинии;

- дифферент на перпендикулярах;

- итоговая поправка на влияние свободных поверхностей жидкостей;

- возвышение поперечного метацентра (с учетом дифферента, если он превышает 1 % длины судна);

- возвышение центра тяжести судна, его корректировка на влияние свободной поверхности и откорректированное значение;

- начальная метацентрическая высота с учетом влияния свободных поверхностей;

- допустимое значение возвышения центра тяжести судна или метацентрической высоты, определенные, исходя из выполнения требований Правил, и сравнение с полученным значением;

- критерии остойчивости, требуемые Правилами для данного судна (критерий погоды в рассматриваемом случае загрузки, нормируемые параметры диаграммы статической остойчивости, углы крена от скопления пассажиров и т.п.);

- таблица плеч диаграммы статической остойчивости;

- диаграмма статической остойчивости, построенная с учетом влияния свободных поверхностей, с указанием угла заливания (масштаб диаграмм для всех случаев загрузки должен быть одинаковым);

- заключение об остойчивости судна в данном конкретном случае загрузки;

- информация, если применимо, об эксплуатационных ограничениях, балластировке в течение рейса, намокании палубного груза, ограничениях удельно-погрузочного объема, ограничениях в отношении средней массы контейнеров в ярусе, ограничениях в отношении использования тяжеловесного оборудования, плавательных бассейнов и другие необходимые сведения.

Глава «Оценка остойчивости для нетиповых случаев загрузки» требует при наличии на судне одобренной компьютерной программы изложение детальной методики «ручного» расчета и оценки остойчивости.

Оценка остойчивости производится путем анализа результатов расчетов, внесенных в таблицу (рекомендуемая форма которой представлена табл. 3.17), дифферента и осадок, а также построенной диаграммы статической остойчивости. Расчет диаграммы статической остойчивости должен выполняться в табличной форме (табл. 3.18). Для построения диаграммы статической остойчивости предусмотрен бланк.

Раздел «Техническая информация» содержит чертежи, схемы, графики, таблицы, используемые при проведении расчетов остойчивости и посадки судна.

Раздел «Справочная информация» должен содержать материалы, которые могут быть необходимы капитану, портовой администрации и администрации флага судна при решении вопросов, связанных с остойчивостью судна.

Таблица 8.3.17

Проверка остойчивости и расчет осадок

№ п/п Наименование статьи нагрузки Масса, т Абсцисса, Xg Момент Mx, тм (3)·(4) Аппликата Zg, м Момент, Mz, тм (3)·(6) Момент свободной поверхности Mf.s., тм
               
  Судно порожнем * * ** * **  
  Экипаж * * ** * **  
               
               
n Водоизмещение Δ   ∑Mx   ∑Mz Ошибка! Ошибка связи.Ошибка! Ошибка связи.
  Абсцисса центра тяжести судна Ошибка! Ошибка связи. = Ошибка! Ошибка связи./Ошибка! Ошибка связи. = (5)/(3) _____м
  Возвышение центра тяжести судна над основной плоскостьюОшибка! Ошибка связи.=Ошибка! Ошибка связи./Ошибка! Ошибка связи. = (7)/(3)   _____м
  Поправка на влияние свободной поверхностей жидкости Ошибка! Ошибка связи./Ошибка! Ошибка связи.   _____м
  Исправленное значение возвышения центра тяжести над основной плоскостью Ошибка! Ошибка связи. исп.= Ошибка! Ошибка связи. + Ошибка! Ошибка связи.   _____м
  Допускаемое значение возвышения центра тяжести судна над основной плоскостью   _____м
  По значению Ошибка! Ошибка связи. из диаграммы (таблицы) осадок носом и кормой осадка на носовом перпендикуляре dн Ошибка! Ошибка связи.осадка на мидель-шпангоуте d = (Ошибка! Ошибка связи.+Ошибка! Ошибка связи.)/2   _____м _____м _____м

Таблица 3.18

Таблица для расчета диаграммы статической остойчивости

Угол крена, Ошибка! Ошибка связи.                    
sinΘ0                    
Плечо формы Ошибка! Ошибка связи.                    
Ошибка! Ошибка связи.                    
Плечо диаграммы l = lk - Ошибка! Ошибка связи. исп sinΘ0                    

Любое достаточно остойчивое судно можно привести к опрокидыванию или поставить в опасные условия, если экипаж не будет выполнять все меры предосторожности: правильно осуществлять загрузку и балластировку судна, умело маневрировать, выполнять требования “Информации об остойчивости судна” и т.д.

Таблица 3.19

Таблица обозначений некоторых величин используемых при расчете мореходных качеств судна

Регистр ИМО Величина
     
Δ Ошибка! Ошибка связи. Водоизмещение
Ошибка! Ошибка связи.min   Водоизмещение, соответствующее варианту минимальной нагрузки судна, нормируемому Правилами
Ошибка! Ошибка связи.max   Водоизмещение в полном грузу
Ошибка! Ошибка связи.0   Водоизмещение судна порожнем
Ошибка! Ошибка связи.l   Водоизмещение судна при наихудшем по величине hи lmax, варианте нагрузки
γ Ошибка! Ошибка связи. Плотность
Av Ошибка! Ошибка связи. Площадь парусности
Ошибка! Ошибка связи.   Площадь килей
B B Ширина судна
Коэффициент общей полноты судна
D D Высота борта
d d Осадка по грузовому размеру
dmin   Осадка для возможного в эксплуатации варианта минимальной нагрузки судна
d   Осадка на миделе
g Ошибка! Ошибка связи. Ускорение свободного падения
h GM Исправленная начальная метацентрическая высота (с поправкой на свободные поверхности)
Ошибка! Ошибка связи.0 Ошибка! Ошибка связи.0 Начальная метацентрическая высота без поправки на свободные поверхности
Ошибка! Ошибка связи.   Расчетная высота волны 3 %-ной обеспеченности
H   Исправленная продольная метацентрическая высота плавучего дока, плавучего крана, кранового судна (с поправкой на свободные поверхности)
К   Критерий погоды
Ψ   Угол дифферента плавучего дока
k   Коэффициент, учитывающий влияние скуловых килей
L L Длина судна
l GZ Плечо статической остойчивости с поправкой на свободные поверхности
lmax Ошибка! Ошибка связи.m Максимальное плечо статической остойчивости с поправкой на свободные поверхности
ld   Плечо динамической остойчивости с поправкой на свободные поверхности
Ошибка! Ошибка связи.   Плечо формы относительно центра величины
Ошибка! Ошибка связи.   Плечо формы относительно метацентра
Ошибка! Ошибка связи.   Плечо формы относительно произвольного полюса
Ошибка! Ошибка связи.   Плечо формы относительно основной плоскости
Ошибка! Ошибка связи.   Плечо опрокидывающего момента, вычисленное с поправкой на свободные поверхности
Θ Ошибка! Ошибка связи. Угол крена
Ошибка! Ошибка связи.w1 Ошибка! Ошибка связи. Угол крена судна под воздействием кренящего момента от постоянного ветра с плечом lОшибка! Ошибка связи.
Ошибка! Ошибка связи.f Ошибка! Ошибка связи. Угол заливания
Ошибка! Ошибка связи. v Ошибка! Ошибка связи. Угол заката диаграммы статической остойчивости
Ошибка! Ошибка связи.m Ошибка! Ошибка связи.m Угол крена, соответствующий максимуму диаграммы статической остойчивости
Ошибка! Ошибка связи.   Угол опрокидывания
МС Ошибка! Ошибка связи. Опрокидывающий момент
Ошибка! Ошибка связи. Ошибка! Ошибка связи. Кренящий момент от давления ветра
Ошибка! Ошибка связи. Ошибка! Ошибка связи. Кренящий момент от циркуляции
ΔМ30   Кренящий момент от перетекания жидкости при крене 300
Δmh   Поправка к коэффициенту остойчивости, учитывающая влияние жидких грузов
Ne   Мощность на валу
р v Ошибка! Ошибка связи. Расчетное давление ветра
v0   Cкорость прямолинейного движения судна
Z   Плечо парусности над действующей ватерлинией
Z v   Ошибка! Ошибка связи.расстоянию от центра парусности до середины осадки судна
Xg ХG Абсцисса центра тяжести судна
yg   Бортовое смещение центра тяжести судна от диаметральной плоскости
Zg KG Возвышение центра тяжести над основной плоскостью
Xc XВ Абсцисса центра величины судна

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: