Образование и средства массовой информации о наркотиках

Наиболее распространенными инструментами борьбы с наркотиками в США стали образование и усилия средств массовой информации. Традиционно эти программы рассчитаны на подростков и молодых людей - две наиболее явные группы риска. В последнее время делаются усилия распространить их влияние и на детей. Школьная система является идеальным звеном для проведения образовательной работы относительно употребления веществ. На самом деле, многие штаты сегодня требуют включения в школьный курс тем по употреблению алкоголя и других наркотиков, хотя государственные законы, к сожалению, не были систематизированы и переведены в доступные инструктирующие программы. Более того, в прошлом применению таких программ препятствовала недостаточная подготовка учителей в области материалов, касающихся алкоголя и других наркотиков. Тем не менее, в последние годы произошло много изменений и школьные программы все более систематизируются. Что происходит, когда вводятся курсы по изучению действия алкоголя и наркотиков? Результаты различны. Главный результат заключается в том, что общий уровень знаний об алкоголе и наркотиках повысился. Тем не менее, не произошло заметных изменений в употреблении веществ. На самом деле, в некоторых случаях было установлено, что образовательная программа в краткосрочном аспекте увеличила употребление наркотиков студентами! Так или иначе, нужно с осторожностью относиться к этим данным, до тех пор пока не будут проведены более систематизированные исследования действия образовательных программ, особенно исследования долгосрочных аспектов их влияния. Хотя расширение знания об алкоголе и наркотиках не следует рассматривать только как путь к модификации их использования.

Одним из факторов, который влияет на такое развитие дел, является возраст, в котором начинается изучение наркотических средств. Как результат данных, показывающих, что маленькие дети уже начали формировать свои понятия об интоксикации, культуре питья и последствиях алкоголизма, больше внимание стало уделяться образовательным материалам для детей начальной школы. Подготовка материалов для такого уровня развития скорее всего более эффективна, чем попытки изменить более прочно укоренившиеся представления о наркотиках в старших классах. Как пример этого можно рассмотреть отношение к курению. Когда ученые захотели определить лучший возраст для внедрения программ борьбы с курением, они исследовали 500 школьников 6-х, 9-х и 12-х классов школ Массачусетса. Результаты показали, что наибольшего эффекта обучение достигло в 6-х классах. У исследователей было несколько причин для этого заключения. Первая из них - то, что только 6,5% учеников 6-х классов описали себя как случайных или постоянных курильщиков, то же сделали в 9-х - 21% или в 12-х - 32%. Ученики 6-х классов показали также меньшее давление закурить со стороны сверстников, чем ученики 9-х и 12-х, меньше знаний о табаке и последствиях его употребления и меньше осведомленности об отношении к табаку их родителей. В добавление к этому, многие ученики говорили, что собираются начать курить в ближайшие пять лет. Таким образом, обучение по программам борьбы с курением должно дать наиболее положительный эффект именно в этой группе учащихся.

Имеет отношение к написанному выше и растущая роль родителей, которые должны быть образцами для своих детей. Согласно директору Национального института по борьбе с наркотиками Ду Понту: "Занимательно, но после десятилетия исследований роли родителей, которые мы проводили, сегодня мы заново открываем, что родители, которых мы считали невеждами в лучшем случае и "проблемой" в худшем, на сегодняшний день являются "решением проблемы наркотиков". Хотя это заявление можно считать преувеличением, родители все же являются важным - а, возможно, и решающим - элементом в профилактике употребления наркотиков. Растущее внимание к роли родителей за последнее десятилетие берет начало в предпосылке, что проблема употребления наркотиков - семейная проблема. Программы, сосредоточенные на вкладе родителей, стараются увеличить роль обсуждений в семье проблем алкоголя и наркотиков, для того, чтобы родители стали образцом для детей, научив их вообще не употреблять наркотические препараты или ответственно подходить к употреблению приемлемых наркотиков, например алкоголя. Смысл одной из этих программ, называемой "Сила правильного воспитания", заключается в том, чтобы родители осознали, какое глубокое воздействие оказывает на детей их поведение. Дети, особенно в дошкольный период, прямо копируют поведение своих родителей, когда ищут образец подходящего для ситуации поведения. Цель программы в том, чтобы родители поняли какими путями они влияют на своих детей в отношении употребления наркотиков и чтобы помочь родителям определить, из чего складывается "ответственное поведение", например, в плане культуры питья.

Образовательные программы дополняются средствами массовой информации, т.е. через телевидение, радио, газеты, журналы, фильмы и специальную печатную продукцию, предназначенную для широкого распространения, хотя телевидение и радио чаще всего используются в этих целях. Так как кампании в средствах массовой информации часто состоят из повторения относительно кратких сообщений (к примеру, 15-й секундные телевизионные ролики), создатели этих кампаний обычно используют единый лозунг, который объединяет разный материал. Примерами девизов некоторых современных кампаний являются "Просто Скажи Нет" для наркотиков и "Знай Когда Сказать Хватит", "Друзья Не Позволяют Друзьям Водить В Нетрезвом Состоянии" для алкоголя. Большинство современных антиалкогольных кампаний направлены на снижение случаев вождения в нетрезвом виде.

Еще не ясно, насколько велика эффективность таких кампаний, но очевидно, что эти программы способствуют распространению знания о наркотиках в обществе. Следует особо заметить, что кампании по предотвращению вождения в нетрезвом состоянии заметно подняли уровень знаний (к примеру, знания о законодательном определении интоксикации). Но так же, как и в случаях других подходов, отношение меняется гораздо слабее. Так или иначе, нет прямых доказательств того, что в результате кампаний в средствах массовой информации происходят значительные изменения в употреблении алкоголя и наркотиков. Такой подход, возможно, будет более успешен при воздействии на конкретные группы употребляющих наркотики.

На использование образования и средств массовой информации по прежнему расходуются основные ресурсы, предназначенные для профилактики. Их успехи проявляются главным образом в сфере знания и в меньшей мере в изменении отношения. Их эффективность возрастает в результате повышения качества производства рекламных обращений, а также усилий, направляющих эти кампании на конкретные социальные группы. И, разумеется, больше усилий необходимо прилагать для повышения вероятности того, что эти подходы в конечном итоге приведут к настоящим изменениям в употреблении наркотиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: