Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались для них неразрешенными.
Домашнее задание
- Выполнить шаг №4 Школьного плана действий для ученика, привлекающего внимание.
- В период между двумя занятиями участники должны не менее трех раз попросите о чем-то незнакомых людей, постепенно усложняя ситуацию. Начинать можно с незначительного одолжения. Хорошо, если участники смогут попросить своих близких о чем-то важном и скрываемом ранее, выскажут просьбу кому-нибудь из своих «трудных» учеников.
- Прочитать главу 4, § 3, 4.
Занятие 6. Власть и месть как мотив «плохого» поведения. Изящный уход
Цель работы
Освоить эффективные приемы для снижения напряжения в классе на стадии «глухих раскатов».
Материалы
Для того чтобы участники могли эффективно работать на этом занятии, следует обеспечить их информацией о целях «плохого» поведения (Приложение, таблица 1, с. 201), и мерах экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с властными и мстительными детьми (таблица 6, с. 122). Для этого надо либо написать таблицы достаточно крупно (в формате плаката), либо распечатать их в таком количестве экземпляров, чтобы хватило каждому участнику группы.
|
|
То же касается схемы «Стадии "классного вулкана"» (см. главу 4, § 3).
Упражнение на разогрев
Упражнение «А я не обижусь»
Ведущий говорит: «Вы, наверное, знакомы с техникой активного слушания. Примените уточняющие вопросы и парафраз для снижения напряженности ситуации в диалоге с человеком, который стремится вас «задеть». Пусть один участник будет «склочником», его задача — придумать какое-нибудь утверждение, которое может вас «задеть» (например: «Все блондинки туповаты», «Те, кто в наше время держит дома собак, — лицемеры, ведь в стране полно голодных детей», и т.п.). Другой участник должен, не оправдываясь, повести разговор на эту тему, начав с уточняющего вопроса или парафраза. Например: «Вы имеете в виду натуральных блондинок или крашеных?»
В конце упражнения обратите внимание участников на тот факт, что известный прием активного слушания, как правило, не годится для снижения напряженности на уроке, это прием только для индивидуальной беседы.