Цели и задачи выполнения контрольной работы. 5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 5

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 10

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 12


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время можно обоснованно говорить, что в экономике России всё больше утверждаются рыночные отношения. В стране растет число предприятий различных форм собственности выпускающих однородную продукцию (оказывающих аналогичные услуги). Между ними существует жесткая конкуренция. Конечная цель любого предприятия – победа в конкурентной борьбе. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других предприятий.

В то же время бесполезно пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара или услуги. За понятием «обеспечение конкурентоспособности» скрывается многообразие стратегических и тактических приемов менеджмента предприятия в целом и маркетинга предприятия в частности.

Вопросы обеспечения и пути повышения конкурентоспособности предприятий освещаются в учебном курсе «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сервиса».

Курс «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сервиса» наряду с другими экономическими дисциплинами составляет основу теоретической подготовки студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» и играет роль одной из составляющих фундаментальной экономической базы, без которой невозможно их успешная деятельность в качестве специалистов.

Дисциплина «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сервиса» имеет непосредственную связь с такими дисциплинами, входящими в учебный план, как «Правоведение», «Психология», «Информатика», «Информационные технологии в экономике», «Экономическая теория», «Статистика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Менеджмент», «Экономика предприятий сервиса», «Экономическая оценка инвестиций», «планирование на предприятиях и бизнес – план», «Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия», «Организация производства на предприятиях сервиса», «Малый бизнес в сфере сервиса», «Основы предпринимательской деятельности», «Основы маркетинга».

Для закрепления теоретических знаний учебным планом предусмотрено выполнение студентами контрольной работы по дисциплине «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сервиса».

Настоящие Методические указания разработаны для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» и полностью соответствует требованиям ГОСВПО – 2000 для этой специальности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по курсу «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сервиса» – это важный элемент обучение студентов – экономистов и контроля их знаний.

Подготовка к контрольной работе по дисциплине «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сервиса» и её выполнение позволяет студентам систематизировать и закрепить знания по рыночной экономике, приобрести навыки решения практических задач в этой области.

Вариантность вопросов и заданий контрольной работы даст студентам возможность глубже осмыслить изучаемую дисциплину, лучше понять действие законов современной экономики и рыночных механизмов и даст первые практические навыки самостоятельного анализа проблем обеспечения конкурентоспособности.

Контрольная работа выполняется студентами в письменном виде (печатным или рукописным способом) и представляет собой реферат по теоретическому вопросу и решение контрольного задания. Объем контрольной работы должен составлять 10–15 страниц печатного текста или 15–20 страниц рукописного текста. Теоретические вопросы и контрольные задания студент берет из настоящих методических указаний по согласованию с преподавателем курса.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Конкуренция: содержание понятия и функции в рыночной экономике.

2. Основные типы конкурентного поведения.

3. Методы конкурентной борьбы.

4. Неценовая конкуренции.

5. Добросовестная и недобросовестная конкуренция.

6. Рынок совершенной конкуренции.

7. Причины невозможности существования рынков «чистой» и «идеальной конкуренции».

8. Причины замены рынка совершенной конкуренции современной системой несовершенной конкуренции.

9. Модели рынка несовершенной конкуренции.

10. Характеристика чисто монополистического рынка. Преимущества крупных предприятий, монополизирующих рынок.

11. Типы монополий. Особенности монополизма, существовавшего в плановой экономике.

12. Олигополия. Отличия ценовой политики олигополии от ценовой политики, проводимой в условиях чистой монополии.

13. Рынок монополистической конкуренции. Отличия этого типа рынка от рынка совершенной конкуренции.

14. Монополизация рынка: положительные и отрицательные последствия.

15. Основные методы антимонопольной деятельности государства.

Готовясь к выполнению контрольной работы, студент должен прочитать и использовать учебный и методический материал, рекомендуемый преподавателями кафедры (список рекомендуемой литературы приводится в конце данных Методических указаний).

Необходимо овладеть основными понятиями (терминами) дисциплины. Важнейшими чертами рыночной системы являются самостоятельность. Независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции и, таким образом, на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование - конкуренция.

Конкуренция (от лат. конкурере – бежать вместе, столкновение) – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров (услуг) в целях получения максимальной прибыли. Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого следует производить.

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателя совершенствовать своё производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства.

Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения:

· креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

· приспособленческо е – учитывающее инновационные изменения в производстве (к е опирование) и упреждающее действия соперников;

· обеспечивающие (гарантирующее) поведение, направленное на сохранениедостигнутых позиций.

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются разные методы конкурентной борьбы:

Ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.

· Неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама.

Всё это – методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер Добросовестная конкуренция ведёт к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам).

Под недобросовестной конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные с использованием таких методов как:

§ распространение ложных, неточных или искаженных сведений о фирме – конкуренте, или производимом ею товаре;

§ введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

§ некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

§ продажу товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;

§ получение, использование, разглашение научно - технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Т.о. конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным. В зависимости от степени развитости конкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, «чистому», немодифицированному рынку. Основные черты рынка совершенной конкуренции:

· значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

· объёмы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объёме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену;

· всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

· все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

· мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из неё: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Рынок, характеризующийся такими чертами, называют «идеальным» или «свободным».

В современных условиях любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован – это и не совершенно конкурентный рынок, и не чисто монополистический рынок, это – рынок несовершенной конкуренции.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция.

Чистая монополия (от греч. моно – один, полео – продавец) – это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продаёт один продавец, т. е один продавец противостоит множеству покупателей.

Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой (установления монопольно высоких или монопольно низких цен).

Отличительная особенность олигополистического рынка – это небольшое число продавцов. Олигополия (от греч. олиго – немногие и полео – продавец) – это рынок на котором доминирует несколько крупных фирм, т. е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурируют между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.

Монополистическая конкуренция внешне схожа с совершенной конкуренцией, но наличие пусть ограниченной, но монопольной власти, возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции.

Кроме основных типов рыночных структур существуют и другие:

· наличие единственного покупателя на рынке называется монопсонией (:государство – единственный покупатель на рынке вооружений, крупное предприятие в маленьком городке – монопсонист на рынке труда и т.п.);

· фирма, продающая товар разным категориям покупателей по разным ценам, является монополией, использующей ценовую дискриминацию;

· Рынок, на котором представлен один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) называется двусторонней монополией.

Отсутствие конкуренции, монополизация рынков, приводит к чистым потерям общества. Выигрыш монополии меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции – одна из важнейших функций государства. В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Совершенная конкуренция предполагает, что:

а) ни один продавец не может повлиять на цену;

б) покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке;

в) одному покупателю противостоит множество продавцов;

г) имеет место свободный вход на рынок.

2. В какой из рыночных моделей цена для продавца задана:

а) чистая монополия;

б) олигополия;

в) совершенная конкуренция;

г) монополистическая конкуренция.

3. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение свое продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукта;

б) не окажет никакого влияния на цены;

в) приведет к росту рыночной цены;

г) сократит рыночное предложение и повысит цену продукта.

4. Неценовая конкуренция характерна для:

а) чисто монополистического рынка;

б) рынка совершенной конкуренции;

в) монопсонического рынка;

г) монополистической конкуренции.

5. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?

а) зерна;

б) транспортных услуг;

в) автомобилей;

г) ценных бумаг.

6. Какой из перечисленных критериев является показателем монопольного положения фирмы:

а) величина финансовых активов;

б) получаемый доход;

в) численность работников;

г) объем продаж на рынке.

7. В отличие от конкурентной фирмы монополия стремится:

а) производить продукции больше, а цены снижать;

б) производить продукции меньше, а цены повышать;

в) производить продукции меньше и цены снижать

г) производить больше продукции и повышать цены.

8. В модели монопсонии предполагается, что:

а) действует неограниченное число покупателей;

б) продавцы не влияют на цены;

в) цены диктуют продавцы;

г) на рынке действует один покупатель.

9. Где, по – Вашему, была бы уместна естественная монополия:

а) производство автомобилей;

б) производство электроэнергии;

в) передача электроэнергии;

г) водоснабжение.

10. В качестве барьера для проникновения в отрасль новых производителей могут служить:

а) патенты и лицензии;

б) более низкие издержки крупного производства;

в) законодательное оформление исключительных прав;

г) все вышеперечисленное верно.

11. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

б) повышение цен на товары более высокого качества;

в) эксплуатация трудящихся путем повышения цен на потребительские товары;

г) все предыдущие ответы неверны.

12. Когда на конкретном рынке функционирует один покупатель, то это:

а) чистая монополия;

б) олигополия;

в) монопсония;

г) монополистическая конкуренция.

13. Когда множество продавцов на рынке несовершенной конкуренции противостоит множеству покупателей, то это:

а) чистая монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) монопсония;

г) олигополия.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. – М., 2002.

2. Ефимова Е.Г. Экономика. – М., 2004.

3. Игошин Н.В. Экономика: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. – М., 2001.

5. Макроэкономика / под. общ. ред. А.В. Сидоровича – М., 1999.

6. Мисаков В.С. Анализ конкурентоспособности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1998.

7. Окрепилов В.В. Управление качеством: учебник. – СПб., 2000.

8. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ./ под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина – М.: Международные отношения. 1993.

Гордиенко Геннадий Алексеевич


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: