Неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по
Морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану
Любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая
серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:
- оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
- следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они
нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;
- после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это
Возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший
Порт, в который оно зайдет.
Основным объектом рассматриваемого преступления являются защищенность личности, общества и
Государства от угроз, связанных с эксплуатацией морского и речного транспорта. Дополнительным объектом
|
|
Является жизнь и здоровье людей, а также имущество граждан, государственных и коммерческих организаций.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна
Его международно-правовой обязанности по оказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути
(судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи
Людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и считается оконченным с момента
Бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином
Водном пути.
С субъективной стороны это преступление совершается с прямым либо косвенным умыслом, когда
Капитан судна сознает наличие обстановки, в которой на море или ином водном пути терпят бедствие люди, и
Возможность без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров оказать терпящим бедствие
Необходимую помощь, однако не желает этого делать или безразлично относится к своей обязанности.
Мотивами такого поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна
Другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.
Субъектом данного преступления может быть только капитан судна или лицо, выполняющее