Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 283 УК РФ, выражается в форме
Умысла, когда лицо осознает, что разглашает государственную тайну, и желает, чтобы ее содержание стало
Известно посторонним, либо безразлично к этому относится (например, громко разговаривает в публичном
Месте).
Мотивы совершения преступления могут быть различными; наиболее типичны стремление показать
Свою осведомленность, значимость своей работы и т. д.
В ст. 283 УК РФ специально указано, что она применяется, если в содеянном отсутствуют признаки
Государственной измены. Это связано с тем, что разглашение имеет общие черты с таким способом
Государственной измены, как выдача государственной тайны. Главное различие в том, кому сообщаются
Сведения: при измене они передаются представителям иностранного государства или их агентам, при
Разглашении — иным лицам (знакомым, родственникам и т. д.). Кроме того, у этих составов разные субъекты
|
|
(при измене — общий, при разглашении — специальный).
В ч. 2 ст. 283 УК РФ предусмотрено квалифицирующее обстоятельство — наступление тяжких
Последствий. Это оценочное понятие, наиболее типичными видами которого могут быть разглашение особо
Важных сведений либо случаи, когда они в конечном счете стали достоянием иностранной разведки, а также
Если был причинен весьма крупный материальный ущерб из-за необходимости заменять дорогостоящее
Оборудование, государственные шифры, системы специальной связи и т. д. Вина к тяжким последствиям
Выражается в форме неосторожности.
Деяние, наказуемое по ч. 1, — преступление средней тяжести, а по ч. 2 — тяжкое.
Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ). Объективная сторона
преступления включает три элемента:
- нарушение установленных правил обращения с документами или предметами;
- их утрату и наступление тяжких последствий;
- причинную связь между ними.
Правила обращения могут быть нарушены путем действия или бездействия (неправильное хранение,
Использование, перевозка, пересылка и т. д.). Общие правила обращения со сведениями, составляющими
Государственную тайну, содержатся в Законе о государственной тайне, который определяет порядок передачи
Этих сведений в различных ситуациях: органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и
Организациям (ст. 16), в связи с выполнением совместных и других работ (ст. 17), другим государствам (ст. 18).
Правила могут конкретизироваться в приказах, инструкциях и других нормативных актах общего,