Обществознание

Билет № 1
Вопрос №1
Социальные науки
- это науки изучающие общественные процессы. Социальные науки ориентированы на изучение структур общих связей и закономерностей. Социальные науки изучают социально-гумонитарное познание. Социально-гумонитарное познание состоит из двух видов познания:

Социальные науки, их классификация
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.
Поскольку общество является сложным и многоаспектным понятием, то каждая из социальных наук рассматривает определяющую область общественной жизни. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.
Науки, дающие наиболее общие знания об обществе – Философия, Социология
Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни – Экономика, Политология. Культурология
Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни – История, Правоведение
Важнейшие социальные науки
История -Наука, изучающая прошлое человеческого общества
Культурология (лат. — возделывание, обрабатывание и гр. — учение, слово) - Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре
Политология (гр. — права гражданства, политический порядок и — учение, слово) - Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом
Правоведение - Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
Социология (гр. — общество и гр. — учение, слово) - Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных
Философия (гр. — люблю, и — мудрость) - Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
Экономика (от гр. — домашнее хозяйство и — правило) - Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Эстетика (гр. — чувствующий, чувственный) - Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты
Этика (гр—привычка, обычай) - Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль
Билет № 2
Вопрос №1
Человек – биологическое существо
. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Вопрос №2 План «Гражданство в РФ»
1) Гражданство как устойчивая правовая связь человека и государства;
2) Конституция РФ о правах и обязанностях гражданина;
3) Порядок приобретения гражданства:
а) предоставление гражданства по «праву крови» (по гражданству родителей);
б) предоставление гражданства по «праву почвы» (по месту рождения);
4) Условия приобретения гражданства РФ иностранными гражданами:
а) дееспособность и достижение 18 лет;
б) владение русским языком;
в) проживание на территории РФ непрерывно в течении 5 лет;
г) обязательство соблюдать Конституцию РФ и др;
5) Права иностранцев и беженцев на территории РФ.
Вывод: Социальные науки изучают общественные процессы с учетом социальных норм.
Билет № 3

Вопрос №1
Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлеченное, теоретическое мышление. Человек начинает познавать с его помощью такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые недоступны чувствам. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц, но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью современных микроскопов. Только благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами.
Посредством мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мышление — это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.
Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.
Мышление — всегда активный процесс: объект как бы предъявляется сознанию. Мышление всегда протекает на уровне осознанного, т. е. является процессом осознаваемым.
Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения. Анализ как прием мышления есть мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить как бы совокупность названий того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез. Синтез, таким образом, есть мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.
Важнейший прием мышления — сравнение. Чтобы узнать, что представляет собой тот или иной предмет, необходимо сопоставить его с другими предметами, выявить сходство или различие между ними. Следовательно, сравнение есть установление сходства или различия предметов.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. главных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы и используя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Основными формами мышления являются вышеназванные понятия, а также суждения и умозаключения.
Уточним, что понятие — это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Если представление — образ предмета, то понятие — это мысль о предмете. С помощью понятий человек проникает в такие стороны познаваемого предмета, какие недоступны ощущениям, восприятиям и представлениям. Так, человек не в состоянии воспринять скорость света, процессы, происходящие в мозгу. Но он может отразить эти явления с помощью понятий, которые существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде суждений.
Суждение — это такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. В речи суждения выражаются в виде предложений. Например, «Волга впадает в Каспийское море».
Умозаключение – это процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение. Типичное умозаключение: все металлы проводят электричество; медь – металл; следовательно, медь проводит электричество.
Деятельность человека – действия, деяния отдельного человека. Деятельность изменяет внешний мир и самого человека, раскрывает его сущность. Деятельность человека зависит от его предпочтений.
В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек. У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы. Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий. Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл. Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение. Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия. Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются. С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и координированностью. Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения. С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:
– врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;
– приобретенные (условно-рефлекторные) движения.
Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать – это именно те движения, которые он получает с опытом.
Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.
Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):
– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;
– проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;
– подведение итогов деятельности и ее оценка.
Классификация видов деятельности
I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру: а) практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества); б) духовная (связана с изменением сознания людей).
II. В зависимости от хода истории, общественного прогресса:
а) прогрессивная деятельность; б) реакционная деятельность; в) созидательная деятельность; г) разрушительная деятельность.
III. В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам:
а) законная, б) незаконная, в) моральная, г) аморальная.
IV. В зависимости от социальных форм объединения людей:
а) коллективная, б) массовая, в) индивидуальная.
V. В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления:
а) однообразная, шаблонная, монотонная деятельность; б) инновационная; в) изобретательская, творческая.
VI. В зависимости от общественных сфер:
а) экономическая; б) политическая; в) социальная; г) духовная (культурная).
VII. В соответствии с процессом становления личности:
а) игровая деятельность; б) учение; в) труд.
VIII. В зависимости от особенностей проявления:
а) внутренняя деятельность (происходит посредством умственных действий); б) внешняя деятельность (проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами).
Вопрос №2
план «Юридическая ответственность»:
1) Понятие юридической ответственности.
2) Цели юридической ответственности:
а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя;
в) предотвращение противоправного поведения и др.
3) Виды юридической ответственности:
а) гражданско-правовая; б) административная; в) уголовная;
г) дисциплинарная
Билет №4
Вопрос №1
Свобода человеческой деятельности, что это такое? Свобода подразумевает под собой жизнь, сущность человека без определенных обязанностей. Свободным человеком может считаться каждый из нас. Все зависит от человека от его восприятия мира, если он захочет, он будет свободным. Быть свободным человеком, значит жить для себя, получать удовольствие от каждой минуты прожитой им. Каждый из нас должен существовать в обществе. Значит, нам необходимо выполнить как общественную деятельность, так и самостоятельную, не зря говорят: «труд из обезьяны сделал человека», так вот поэтому нам не надо превращаться обратно в обезьян. Человеческая деятельность – это не только физическая работа, но также и умственная. Каждый из нас выполняет определенную деятельность в обществе, это работа в Красноярске поваром или моряк дальнего плавания, поэтому человеку необходимо выполнять сущность общества для дальнейшего развития человека. Из этого мы можем сделать вывод, что свобода человеческой деятельности важна в жизни общества.
Вопрос №2

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - это всеобщий процесс распространения или рассредоточения чего-либо, выходящий за рамки какого-то определенного места и касающийся всего мира.
Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.
Государство
- это не просто организация общества, а высшая форма общности, содержанием которой является народ, и через эту форму каждый народ-нация представляет себя в мировом сообществе как единое целое. Можно поэтому утверждать, что государство- это мы, граждане.
Билет №5
Вопрос №1
Знание
— результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира,
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
-Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности
-Как познавательно значимая информация
-Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.
Вопрос №2
Мораль - это прежде всего, истинный путь нравоучения, в котором предусмотрены основы нравственности и этические нормы поведения человека. Одним словом - мораль это нравственность человека.
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Экономика - это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества.
Наука – это система знаний о природе, обществе и нематериальных ценностях, а также отрасль таких знаний. Отраслей множество. Знакомство с наукой мы начинаем еще в школе – ведь математика, физика, биология – это тоже науки. Различают науки точные, гуманитарные, естественные, общественные.
Общество - это обособившееся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ним. Общество состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Билет № 6
Вопрос №1
Обыденное сознание - это стихийный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни. Индивиды «повторяют» на уровне обыденного сознания содержание своего общественного бытия, не используя при этом средств и методов специальной познавательной деятельности. Поэтому говорить о полной свободе сознания от общества, об абсолютной уникальности и неповторимости каждого индивида, по-видимому, нельзя. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Обыденное сознание пронизывает сферу классовых, национальных, религиозных, профессиональных и т. д. отношений. Люди, принадлежащие к той или иной социальной группе, вынуждены как бы автоматически принимать и «правила ее игры».
Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей общественного бытия и находит свое выражение в науке и других своих формах, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредованного теоретического познания. В реальной жизни теоретическое и обыденное сознание плотно связаны между собой, взаимно воздействуют друг на друга, но для философского анализа их следует выделить и обособить. «Научное понятие в житейской ситуации окажется так же несостоятельно, как житейское понятие в научной ситуации». Теоретическое сознание видоизменяет, модифицирует, окультуривает обыденное сознание, но и без последнего обойтись невозможно. Но в то же время его выводы не всегда будут справедливыми, потому что его возможности ограничены эмпирическими обобщениями. Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания, но это вовсе не уменьшает его значения и важности для повседневной жизни. Однако если рассматривать с позиции обыденного сознания вопросы, которые могут быть правильно решены только с научно-теоретических позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии и заблуждения. В любом случае общественная наука должна оставаться на теоретическом уровне, чтобы не потерять свой научный статус. Разделение на обыденный и теоретический уровни основано на противопоставлении жизненно-практического, несистематизированного (хотя и не полностью стихийного) и в то же время целостного жизнепонимания, а с другой стороны - того состава идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации. Есть мнение, что обыденное сознание - это нечто «неполноценное», «варварски» стихийное, не имеющее никаких других объективных причин для своего существования и развития, кроме низкой культуры масс. Однако на деле подавляющее большинство населения любого государства больше интересует то, что может быть полезным и надежным именно в обыденной жизни. Цельность сознания - это один из главных показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической системой, не быть знакомым с философскими построениями и не испытывать тем не менее серьезных психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично. Обыденное сознание ближе к повседневной реальности, чем его теоретические формы, поэтому в нем полнее отражена специфика ситуации. Опыт обыденного сознания - это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, философия и искусство.
Вопрос №2
Мышлени
е – опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Познание - процесс получения знаний конкретным субъектом или их группой.
Эмоции
– особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. МАКРОЭКОНОМИКА — раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.
Мировая экономика - многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом, мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединённых международными отношениями.
Билет №7
Вопрос №1
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны. Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности. Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения. Глобализация – это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств. Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.

Вопрос №2
Социальное поведение
— это качественная характеристика социального действия и взаимодействия. Сознание – многообразие различений и их различий
(первичный опыт), а также предпочтений и идентификаций различенного.
Самопознание — осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок.
Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара.
Билет №8
Вопрос №1
Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое
время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии
(Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии
в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм
(логоцизм) и интуитивизм и др.Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности
вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.
Вопрос №2
Формы познания
. -Человеку от природы даны познавательные способности: чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир.
Социальные науки (общественные науки) — это группа академических
дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его
общественной деятельности.
Глобальные проблемы — это совокупность социоприродных проблем, от
решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.
ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.
Билет № 9
Вопрос №1
Истина есть независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте(Онтологический подход к истине (наиболее древний))
Истина – характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего.(Гносеологический подход к истине
(наиболее распространенный))
Истина есть соответствие знаний действительности.
Характеристики истины:
-объективная(Независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме.)
-абсолютная(Понимается как полнота, безусловность и окончательность истины. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Абсолютность истины понимается как идеал знания, к которому движется человечество.)
-относительная(Означает неполноту, незавершенность, условность истины. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой применения.)
Свойства истины:
-динамичность(Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное.)
-процессуальность(Истина процессуальна, поскольку существует в движении не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное, преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.)
-конкретность(Означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спровоцировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени.)
Истина и знание: Всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заблуждения (информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как существующее)
Истина и наука: Всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заблуждения (информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как существующее)
Формы истины:
1)научная форма(научное знание)
2)Вненаучные формы(обыденное знание, религия, искусство)
Критерии истины- мысленная или практическая процедура, которая позволяет дать ответ на вопрос о соответствии знания познаваемому объекту.
-Практика (предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Практика – ведущий критерий истины. Если знание истинно, то основанная на нем практическая деятельность будет успешной. Не может использоваться в анализе знаний высшей математики, квантовой физики, в суждениях о прошлом в исторической науке, в философских знаниях и т.п.)
-Непротиворечивость (Предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.)
-Когерентность (системность): Предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные (фундаментальные знания: философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии, самоорганизации мира и т.п.). Из двух теорий, которые не могут быть проверены на практике истинной признается та, которая более совместима с фундаментальным знанием.
-Эвристичность (Характеризуется накоплением новых знаний. Из двух теорий более истинной (эвристичной) является та, в которой теоретический рост опережает эмпирический.)
-Простота (Из двух теорий предпочтение отдается той, которая объясняет действительность более просто(Аристотель, Г.Лейбниц, У.Куайн))
-Красота (субъективный критерий): Выражает личностную удовлетворенность результатами познания. Хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью.
-Полезность
(Выражает личностную удовлетворенность результатами познания. Хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью.)
Ни один из критериев истины нельзя рассматривать как абсолютный и применять в отрыве от других.
Вопрос №2
Экономическая сфера
— это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.
СФЕРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - одна из основных подсистем общества, охватывающая политико-властные отношения государства и общества.
Духовная сфера общества представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.
Общество
– это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично, но по сложившимся правилам.
Нормативный правовой акт
-это официальный, письменный документ,
изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их
отмену.
Билет № 10
Вопрос №1
Наука
– форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.. Особенности:
-объективность;
-развитость понятийного аппарата (категориальность);
-рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
-проверяемость;
-высокий уровень обобщения;
-универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
-использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Методологию науки можно определить как учение о принципах и формах организации научной деятельности и совокупности методов, приёмов и способов познания и преображения действительности, необходимых для получения знаний и их дальнейшего использования.
При этом сама методология является важным разделом познания, которое включает также и философию науки. Научная деятельность, ориентированная на открытие и усвоение нового знания, этим не исчерпывается, так как в своём процессе порождает новые формы мышления (и рациональные, и иррациональные, например интуитивные),
и создаёт различные приборы, установки, методики, применяемые как в науке, так и за её пределами. Научная деятельность, если её не
отчуждать от смыслов эволюционного совершенствования самого
человека, природы и космоса, служит одним из важных источников обретения людьми нравственных ценностей, определяющих
приоритеты развития человека и общества.
Вопрос №2
1)Понятие о правоотношениях./ Правоотношения – общественные отношения, регулируемые нормами права. 2.Основания для возникновения
правоотношений – юридические факты:
а) события (зависят от воли и желания людей);б) действия (происходят
помимо воли и желания людей).
3. Классификация юридических фактов по правовым последствиям:
а) правообразующие; б) правоизменяющие; в) правопрекращающие
4. Субъекты правоотношений:
а) физические лица (граждане);б) юридические лица (предприятия, организации);
в) социальные общности (народы); г) государство.
5. Правоспособность и дееспособность участников правоотношений.
6. Виды правоотношений по отраслям права:
а) гражданские; б) конституционные; в) административные; г) трудовые; д) уголовные; е) процессуальные.
7) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве.
Билет № 11
Вопрос №1
Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

Экономическая система — это целостное единство производителей и потребителей, находящихся между собой во взаимной связи и взаимодействии.
Уровень жизни — уровень материального благополучия, характеризующийся объёмом реальных доходов на душу населения и соответствующим объёмом потребления.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - это один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг произведенных этими единицами для конечного использования.
Экономическая культура — это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.
Философия — это наука, помогающая сформировать целостную картину мира.
Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.
Билет № 12
Вопрос №1

Экономика труда как наука изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как занятость, организация, оплата, эффективность и др. Экономика труда, являясь экономической наукой, поясняет процессы согласования и координации в обществе. Знание основ экономики труда позволит специалисту абстрагировано и аргументировано подходить к изучению происходящих событий, объяснять их движущие силы и оценивать значение.
Роль государства в экономике Введение Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем, экономические функции правительства федерального, местных органов власти играют в ней существенную роль. Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства, правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов и на покупку товаров, и на социальные программы, составляет приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает правительство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором. Рынок и государство Типы государственного регулирования...
Вопрос №2
Материальная деятельность- деятельность направленная на обеспечение собственного комфорта и удовлетворение материальных чувств.
Мышление
— форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Индивид -это отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств.
Личность
– психологическое понятие, определяющее человека как носителя общественных социальных отношений.
Индивидуальность
- это - качества или характеристики, отличающие одну личность от другой, - любое психологическое своеобразие и особенность индивида.
Суде́бный прецеде́нт — решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы).

Билет № 13
1. Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: