Государственная политика в области занятости. Понятие и формы занятости

Основным нормативно-правовым актом в данной сфере является Закон РФ «О занятости населения ив РФ» от 19.04.1991г. Нормы, регулирующие данные отношения, содержатся также в ТК РФ.

Закон о занятости закрепляет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, направленной на развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой безработицы, поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места.

Понятие социальнаязащита рассматривается, как правило, в двух смыслах: в широком — это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации законодательно закрепленных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе права на достойный уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.

По отношению к трудоспособному населению социальная защита предполагает систему соответствующих мер (гарантий), создание равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предприимчивости.

Социальная защита в узком смысле — это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, и прежде всего от негативных последствий процессов переходного периода в проведении реформ и движения к рынку.

Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Так, пенсионная, молодежная политика и политика в области образования должны учитывать фактор влияния на рынок труда, выполняя при этом свою основную роль. Поэтому решение задач нейтрализации безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

Результативность политики занятости находится в непосредственной зависимости от эффективности действий по смежным направлениям:

- преодоление дефицита рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет всех источников, развития предпринимательства;

- развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы;

- улучшение качества рабочей среды, включая условия труда, вопросы заработной платы и использования рабочего времени; стабилизация кадрового потенциала, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

- проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда;

Активная политика занятости — совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.

Активная политика занятости включает прежде всего меры:

по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности — гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;

инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;

поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. Основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.

Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей — бесплатно или по сниженным ценам и др.)

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы.

Занятость это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Соответственно, формы занятости – это конкретные виды указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми.

Занятыми считаются:

1. работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуются специально для безработных

2. занимающиеся предпринимательской деятельностью

3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам

4. выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам

5. являющиеся членами производственных кооперативов (артелей)

6. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность

7. проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

8. проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению службы занятости населения

9. временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (нетрудоспособность, отпуск, призыв на военные сборы, повышение квалификации и т.д.)

10. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества – общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.

Все остальные граждане считаются незанятыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: