Государственная политика по стабилизации экономического развития

государство может добиться стабилизации экономического развития страны, Используя такие инструменты, как государственный бюджет и Центральный банк Проведение бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики на-Чравлено на то, чтобы предотвратить или смягчить циклические рецессии, Вобиться и поддерживать полную занятость и не допустить галопирующей ин-Юляции, а тем более гиперинфляции Если эти проблемы будут решены, В экономическое развитие страны будет происходить на основе оптимальных К стабильных темпов


Все это говорит о том, что

' ПОЛИТИКА ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИ-^ ЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ включает три направления: антициклическую политику, политику по достижению и поддержанию полной занятости и антиинфляционную политику. При этом каждое из этих направлений стабилизационной политики не может проводиться изолированно от других ее направлений.

16.2. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Одним из важнейших инструментов экономической политики по стабилизации экономического развития выступает государственный бюджет. Он служит для проведения бюджетно-финансовой политики, которая включает налоговую политику и соответствующую ей налоговую систему; политику по финансированию таких отраслей, как здравоохранение, образование и наука, государственных программ по охране окружающей среды, социальных программ и т.д.; наконец, политику, определяющую соотношение доходов и расходов государственного бюджета, т. е. величину бюджетного дефицита.

Доходы государственного бюджета

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Как мы уже видели, существует два основных типа налогов: прямые налоги, которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный налог), и косвенные налоги, которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость).

Вот данные, иллюстрирующие доходы консолидированною бюджета Российской Федерации (включая доходы субъектов РФ) в 2005 г., в млрд р.:

___________________________________________________ Глава 16 __

"168 Экономика и государство


ррямые налоги (налог на прибыль, налоги на доходы

fe физических лиц и на имущество) 2364,9

Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость,

ркцизы, единый социальный налог, платежи за использование

}1риродных ресурсов и др) 3230,8

Неналоговые доходы (от предпринимательской

К внешнеэкономической деятельности государства,

|$езвозмездные поступления) 1752,6

Прочие доходы 263,4

всего доходов консолидированного бюджета 7611,6

С

Согласно приведенным данным, 35,2% ВВП поступает в распоряжение государства в виде доходов государственного бюджета, Причем 25,9% ВВП (5595,7 млрд р.) составили налоговые поступления. Уже один этот факт свидетельствует о том, что государство располагает мощным рычагом для регулирования экономики.

Например, налог на прибыль в наибольшей степени воздействует на частные инвестиции. Поскольку прибыль служит, с од-Йой стороны, одним из основных источников инвестиций, а с дру-|ой — является решающим стимулом новых инвестиций, постольку ftocT этого налога сокращает величину чистой прибыли, т. е. той её части, которая остается после вычета налогов. Поэтому, сокра-Йщя налог на прибыль, государство стимулирует рост новых инвестиций. Увеличивая налог на прибыль, оно сдерживает рост новых капиталовложений.

Аналогично на развитие экономики влияют и изменения на-яЬгов на заработную плату и других налогов, выплачиваемых 1рирокими слоями населения. Общим следствием роста налогов да личные доходы населения является прежде всего сокращение щсполагаемого дохода, что, в свою очередь, ведет к снижению тем-jjob роста потребительских расходов населения и сбережений, а воз-1$>жно, и к снижению уровня тех и других. Сокращение сбереже- jtpu имеет те же последствия для инвестиций, что и сокращение Шстой прибыли.

и„ В основном аналогичным образом воздействуют на уровень Потребления и инвестиции и косвенные налоги. Хотя последние $в являются прямым вычетом из доходов фирм и домашних хо-црйств, но они входят в цену реализуемых фирмами товаров и Услуг. Поэтому увеличение косвенных налогов влечет за собой

__ 1 62 Бюджетно-финансовая____________________________________________

политика 169


повышение уровня цен как на потребительские товары и услуги, так и на факторы производства. Это обстоятельство имеет отрицательный эффект в отношении темпов роста или уровня и личных потребительских расходов, и частных валовых инвестиций. Напротив, их снижение оказывает положительное влияние на инвестиции и потребление.

В осуществлении политики стабилизации механизм налогов действует двояко.

Предположим, что в стране установлен прогрессивный подоходный налог. Прогрессивный налог предполагает, что по мере роста доходов возрастают и налоговые ставки. Поэтому в условиях интенсивного подъема экономики, когда быстро увеличиваются размеры прибылей и заработной платы, еще быстрее растут налоговые отчисления в бюджет. Тем самым налоговый механизм ослабляет интенсивность циклического подъема, препятствует тому, чтобы объем ВНП перешагнул уровень потенциального ВНП. В обстановке циклической рецессии налоговый механизм срабатывает в обратном направлении: сокращение доходов влечет за собой снижение налоговых ставок. Поэтому сокращение чистой прибыли и заработной платы несколько смягчается ослаблением налоговых вычетов, что, в свою очередь, несколько снижает глубину спада потребления и инвестиций. Таким образом, налоговая система может формировать автоматически действующий механизм, сокращающий амплитуду циклических колебаний, противодействующий и «перегреву» экономики, и глубине рецессии.

В то же время правительство и законодательные органы власти могут проводить преднамеренные, целенаправленные налоговые или иные мероприятия, ориентированные на стабилизацию экономического роста. Эта преднамеренная, целенаправленная политика называется дискреционной. Государство может, например, ввести не облагаемый налогами минимум заработной платы или увеличить его размер; установить льготное налогообложение на инвестиции в те или иные приоритетные отрасли; ввести повышенные налоги на экологически грязные виды производства и т. д.

Расходы государственного бюджета

Важную роль в государственном регулировании экономики способны играть и мероприятия, связанные с политикой расходов. Здесь

Глава 16.


гакже некоторые виды расходов действуют как автоматические ста-5илизаторы. Например, государственные выплаты пособий по без-^работице возрастают вместе с увеличением числа лиц, потерявших {работу во время циклического спада. На фазе подъема, когда достигнута полная занятость, а циклическая безработица сведена к ну-дю, расходы на пособия по безработице достигают минимальных размеров. Таким образом, во время рецессии рост выплат пособий в некоторой степени компенсирует сокращение располагаемых до-хбдов населения, а во время подъема стабилизирующее действие расходов направлено на смягчение чрезмерного роста избыточного спроса.

i Приводим данные о величине и структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации (включая расходы Субъектов РФ) в 2005 г., в млрд р.:

Государственное управление

и международная деятельность............................................................................ 352,8

Национальная оборона......................................................................................... 581,8

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности.............. 584,5

Вложения в промышленность, энергетику, строительство и другие отрасли.... 1233,7

Социально-культурные мероприятия.............................................................. 2009,3

Платежи процентов по государственному

долгу и его погашение............................................................................................ 239,3

Прочие расходы, включая расходы целевых бюджетных фондов................. 940,0

Все расходы государственного бюджета.......................................................... 5941,4

Профицит (превышение доходов над расходами)......................................... 1670,2

В условиях развитой рыночной системы большая часть бюджетных расходов непосредственно не связана с циклическими колебаниями. Например, военные расходы, финансирование внешнеполитических мероприятий и т. п. в значительной степени зависят от чисто политических факторов; затраты на образование, науку, здравоохранение, охрану окружающей среды и т. д. вообще не должны варьироваться в зависимости от хода цикла или политической конъюнктуры. Тем не менее достаточно высокий уровень этих расходов государства и их систематический рост не только играют громадную роль в научно-техническом и культурном развитии страны, но и сами по себе в известной степени стабилизируют экономическую и социальную ситуацию.

16.2. Бюджетно-финансовая

политика 171


В полной мере это относится и к экономике России, осуществившей переход к рыночной системе.

В то же время в странах с развитой рыночной системой некоторые виды государственных расходов носят целенаправленный противоциклический характер. Например, в период рецессии, когда многие фирмы оказываются на краю банкротства, правительство увеличивает суммарный объем субсидий и субвенций, предоставляет некоторым фирмам кредиты на льготных условиях и т. д В условиях подъема необходимость в этих расходах или отпадает полностью, или значительно сокращается. Иными словами, и здесь мы сталкиваемся с дискреционной политикой.

Важна в системе стабилизационных мероприятии политика в отношении бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит

Бюджетная политика включает не только решение ряда проблем, связанных с получением и использованием финансовых ресурсов, но и определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Чисто теоретический подход позволяет заключить, что органы власти могут спланировать бюджет в трех основных вариантах: J) доходы бюджета больше, чем расходы (бюджетное сальдо положительно); 2) доходы равны расходам (сальдо равно нулю, бюджет сбалансирован), 3) расходы больше, чем доходы (сальдо отрицательное, бюджет является дефицитным).

Практика, однако, показывает, что начиная с 30-х гг. XX в положительное и даже нулевое сальдо государственного бюджета почти полностью исключается из бюджетно-финансовой политики и становится скорее исключением, чем правилом. Это не случайно, ибо относительно высокие налоги при низком уровне государственных расходов, являющиеся условием положительного бюджетного сальдо, становятся тормозом экономического роста высокие налоги не способствуют росту инвестиций, ограничивают располагаемый доход населения и его потребительские расходы, а сравнительно небольшие расходы государства не компенсируют торможение роста инвестиций и потребления частного сектора. В России в 1995 г. бюджетный дефицит равнялся 54,7 трлн р.

Глава 16


Наличие бюджетного дефицита предполагает, что создается до-юлнительныи, избыточный спрос на товары и услуги со стороны осударства. Покажем это на примере данных по России за 1996 г. В трлн р.)

t

n в 1996 г 2265

ходы государственного бюджета 536

Дрходы частного сектора включая домашние хозяйства 1729

I

т. Предположим, что за вычетом налогов и неналоговых изъятии

«населения, частных фирм и неприватизированных государственных предприятий оставшаяся часть ВНП находится в полном распоряжении этих хозяйствующих субъектов. Как домашние хозяйства, так и все фирмы полностью израсходовали эти средства в течение 1996 г. Тогда общая сумма расходов в обществе составит ( трлн р.)-

Расходы государственного бюджета 729

Расходы частного сектора 1729

Общая сумма расходов государства и населения 2458

Таким образом, вследствие того что бюджетный дефицит составил 193,4 трлн р., совокупные расходы в обществе превысили цц эту сумму размеры совокупных доходов — 2458 трлн р. против 2(265 трлн р. Тем самым в экономике образовался избыточный оцрос, явившийся одной из причин инфляции. i Каковы источники покрытия бюджетного дефицита? Во-первых, министерство финансов или другой государственный орган рродает государственные ценные бумаги (государственные обли-дщии или краткосрочные долговые обязательства), в которые вкладывают свои сбережения как фирмы, так и домашние хозяйства, ^во-вторых, государство эмитирует определенную сумму банкнот, |ривая тем самым в каналы денежного обращения дополнитель-|ро массу денег.

Si В первом случае государственные руководители идут на уве-ццчение внутреннего государственного долга, так как лица, купив- Щие облигации и другие долговые обязательства государства, представили государству кредит, и через какое-то время государство Йрязано эти деньги вернуть своим кредиторам. Но в этом случае йрсударственные займы оказывают благотворное влияние на экономику, если фирмы и домашние хозяйства не намерены или не могут

^ 1 62 Бюджетно-финансовая____________________________________________

политика 173


все свои сбережения инвестировать в новое строительство, оборудование, прирост запасов и т. д. В данном случае бюджетный дефицит связан с финансированием государственных расходов, которые компенсируют сокращение или замедление роста частных инвестиций. Эта политика получила название дефицитного бюджетного финансирования.

Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиции и потребления, а значит, и против сокращения занятости. Естественно, в условиях циклического подъема объем дефицитного бюджетного финансирования должен быть сведен к минимуму (или даже к нулю), так как растущие частные инвестиции и потребление полностью поглощают сбережения фирм и домашних хозяйств.

Существенной чертой политики стабилизации является тесная взаимосвязь и взаимообусловленность антициклических мероприятий, достижения полной занятости и преодоления острых форм инфляции. Поэтому меры, которые принимает государство для ослабления циклических рецессии, являются одновременно и средствами сдерживания роста безработицы и достижения полной занятости. Однако эти мероприятия, как правило, стимулируют рост цен и, следовательно, имеют проинфляционный эффект. Например, рост государственных расходов и бюджетного дефицита создает добавочный спрос на товары и услуги и, как было показано, служит средством против спада ВВП и роста безработицы, но одновременно усиливает инфляцию. Если же, по мнению политических лидеров, инфляция принимает угрожающие размеры и необходимо срочно сократить бюджетные расходы, повысить налоги и уменьшить бюджетный дефицит, то последствиями этих дискреционных мер могут оказаться рецессия и рост безработицы.

Бюджетный профицит

Как оценивать столь значительный размер профицита консолидированного бюджета Российской Федерации, который достиг в 2005 г. суммы 1670,2 млрд р., что составляет 15,4% национального дохода страны? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо принять во внимание следующие факторы экономического развития РФ

1. Начавшийся в 1999 г. рост реального ВВП значительно ускорился, достигнув в 2005 г 6,4%. Прогнозируется его дальнейший

Глава 16


юст и в 2007 г. Поэтому необходимость стимулировать увеличение ыпуска ВВП методами дефицитного бюджетного финансирования гладает.

I, 2. Хотя на протяжении минувшего десятилетия норма ин-ршции неуклонно снижалась и достигла в 2005 г. 11%, что лишь На один процентный пункт превышает верхнюю границу умерен-goft инфляции (10%), но проблема дальнейшего снижения нормы ^фляции и достижения ее естественной нормы (не более 5%) все pie остается актуальной. Бюджетный профицит служит весьма эф-||ективным средством антиинфляционной политики и, следова-8(гльно, оказывает определенное давление в сторону снижения нор-(йы инфляции. Снижение нормы инфляции до уровня умеренной И ее приближение к уровню естественной будет способствовать ста-|рлизации экономического роста (см. 14.3, подпункт «Нормаль- щя инфляция»). Если рассматривать достижение стабильного ^долговременного роста экономики как одну из главных задач эко-^рмической политики в целом и бюджетно-финансовой политики и частности, как одно из направлений решения этой задачи, то до-&т(ижение естественной нормы инфляции должно выступать как рр:ьма важное условие, обеспечивающее стабильность долгосроч-№рго экономического роста.

0 3. Улучшению экономического положения РФ в начале XXI в. |$агоприятствует повышение мировых цен на нефть и другие энер-Ерносители. Однако делать ставку на этот благоприятный внешне-эддономический фактор не следует. Не исключено, что цены на эту группу товаров в недалеком будущем начнут снижаться. В этом |^учае доходы от экспорта могут уменьшиться, а следовательно, цмедлится и рост налоговых доходов государственного бюджета, Иго ограничит в будущем возможности государства по стимулированию экономического роста. Поэтому сейчас определенная часть Профицита используется для пополнения валютных резервов, ко-ГОрые позволят парировать негативное влияние нежелательных галений, как внутриэкономических, так и внешнеэкономических, на Бюджетный дефицит мог дать положительный эффект только й»гда, когда спад инвестиций, занятости, потребительских расходов, Означит, и совокупного спроса приводил к снижению выпуска ИШ. Расходуя денег больше, чем оно получало, государство со-Жавало дополнительный рыночный спрос и тем самым способ-^ввовало преодолению экономической рецессии. Но политика

__ 1 62 Бюджетно-финансовая____________________________________________

полигика 175


хронического бюджетного дефицита рано или поздно привела бы к возникновению и обострению инфляции. Что касается бюджетного профицита, то он дает положительный эффект в диаметрально противоположных условиях: когда рост производства ВВП, совокупного спроса, потребительских расходов и инвестиций сопровождается повышением цен таким темпом, который предполагает перерастание умеренной инфляции в галопирующую. В этих условиях правительство должно регулярно добиваться того, чтобы сальдо бюджета было положительным, пока норма инфляции не начнет снижаться и не достигнет своего естественного уровня. Если дальнейшее развитие экономики страны происходит в идеальных условиях — достигнуто общее макроэкономическое равновесие, оптимальный темп экономического роста, естественная норма инфляции и полная занятость, то государственный бюджет должен быть сбалансирован, т. е. бюджетное сальдо должно быть нулевым. Тогда была бы достигнута и идеальная стабильность экономического развития без циклических колебаний, инфляционных бурь и противоестественной безработицы. Пока такой идеал нигде не был достигнут

Существенными препятствиями в осуществлении последовательной политики экономической стабилизации нередко выступают доминирование узкокорыстных интересов чиновничества, коррупция, лоббизм. Бюджетные средства нередко используются как инструмент не для решения стратегических задач экономического развития, а для получения сиюминутных политических выгод, связанных с предвыборной кампанией, укреплением популярности тех или иных политических лидеров или группировок.

16.3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Регулирование деятельности коммерческих банков

Наряду с правительством, в распоряжении которого находится государственный бюджет, на экономику способен активно воздействовать и Центральный банк. Но в отличие от проводимой правительством бюджетно-финансовой политики, которая непосредственно направлена на регулирование доходов и расходов фирм и домашних хозяйств, на расширение и сокращение государственных расходов, политика Центрального банка регулирует деятель-

____________________________________________________ Глава 16 __

•\ 76 Экономика и государство


ность коммерческих банков, а через них — экономику в целом. При этом поскольку деятельность банков сводится к операциям {деньгами, ценными бумагами, займами и ссудами, постольку I мероприятия Центрального банка направлены на эти элементы иыночной системы. Поэтому, прежде чем мероприятия Централь-•pfo банка скажутся на изменениях совокупного спроса, инвести-йии, занятости и общего уровня цен, они породи! последовательнее импульсы в цепи банковской и кредитно-денежной системы. жга цепь состоит из пяти звеньев:

' 1) Центральный банк воздействует на размер обязательных ре-Црвов коммерческих банков;

l 2) изменения обязательных резервов приводят к изменениям совокупной денежной массы, находящейся у коммерческих банков; * 3) расширение или сокращение денежной массы влечет за со-рэй соответствующее расширение или сокращение кредита; •"" 4) большая или меньшая доступность кредита способствует инвестированию капитала в те или иные проекты, которые намерены финансировать фирмы, или тормозит его;

5) изменения инвестиции приводят к соответствующим измерениям совокупного спроса, уровня ВВП, занятости и общего уров-jfei цен.

'•* На величину обязательных резервов коммерческих банков Центральный банк воздействует тремя способами: >< 1) путем изменения норм резервных требовании; •? 2) при помощи операции с ценными бумагами ла рынке цен-Юых бумаг (на открытом рынке);

3) путем изменения учетной ставки.

Изменение резервных норм коммерческих банков

Как мы уже видели, любой коммерческий банк обязан иметь резервные депозиты в Центральном банке. Последний устанавли-|^ет норму обязательных резервов, т. е отношение резервов к сум-Ие вкладов, привлеченных коммерческим банком. Центральный ^нк вправе пересмотреть резервные нормы в сторону как их по-Иьтшения, так и их снижения (рис. 16-2).

fc> Предположим, что экономика переживает рецессию: сокра-Цаются инвестиции, снижается уровень ВВП, растет безработица, вти негативные процессы явились следствием падения спроса На рынке товаров и услуг и привели к ослаблению инфляции, а возможно, и к некоторому понижению общею уровня цен.

16 3 Кредитно-денежная

политика 177


Рис. 16-2. А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: